098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Высокопреосвященнейшего Боголепа,
архиепископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Р/С 26004924426263 в ПАТ АБ ( УКРГАЗБАНК ), МФО 320478, код ЕДРПУ 23230375, СВ. о не прибыльности, 1711264600026 от 24.02.2017

Великопостное послание Преосвященнейшего епископа Александрийского и Светловодского Боголепа

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО БОГОЛЕПА,
ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И СВЕТЛОВОДСКОГО,
ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ БОГОЛЮБИВЫМ ЧАДАМ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный.
Стихира на вечерне понедельника
1-й седмицы Великого поста.

 

Ныне — время умилостивления, — не будем же опускать благоприятного случая;
время покаяния в грехах — поспешим же воспользоваться этою благодатью. Будем
воздерживаться от пищи, а прежде всего — от грехов:освобождение от зла — первое из благ.
(Святитель Иоанн Златоуст. «О посте»)

По долгу архиерея и по велению моего сердца, в это смутное для нашего боголюбивого народа время, в преддверии Великого Поста обращаю к вам, дорогие братья и сестры, свое слово. Обращаюсь с упованием, что слово мое найдет горячий отклик в сердцах ваших.

Время Великого поста дано для того, чтобы мы покаялись во всех совершенных грехах, испросили прощения у Бога, примирились и начали новую жизнь, ведь покаяние – это не только раскаяние в содеянном, но и перемена образа мыслей и образа жизни. Ступая по великопостному пути, каждый христианин должен стремиться изменить себя и свой образ жизни, стараться преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, сосредоточиться на молитве и покаянии, ведущих нас к Царствию Небесному. Главным деянием, которое мы должны совершить на этом  великопостном пути, - это  открыть двери своего сердца, чтобы туда мог войти  Христос. А это совершается только через искреннее прощение обид, причиненных нам нашими ближними. Об этом хорошо говорит древний аскет и подвижник преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься, — Бог не примет тебя. Ради спасения мы должны простить всех и вся – без этого закона духовной жизни нет подлинной человечности и настоящего христианства. Что нам может помешать простить ближнего? – наша гордость и наше самолюбие. Кто сам не способен простить, тот не получит от Господа прощения! И здесь благодать Божия является великой помощью всем нам, чающим прощения и спасения!» Сегодня многие сводят пост к буквенному исполнению, обращая внимание на внешнюю сторону, нередко превращая его в банальную диету. По слову святителя Василия Великого «истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах». Поэтому постовое время покаяния «— это начало и краеугольный камень нашей новой жизни во Христе», – говорит свт. Феофан Затворник. Это тот жертвенник, на котором приносимые молитвенные возношения будут благоприятны Господу. «Для правильной молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушенного и смиренного», — учит наставник покаяния свт. Игнатий Брянчанинов.

Преподобный Авва Дорофей, поучая своих чад, говорит о святой Четыредесятнице: «Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, — он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года».

     Священное Писание даёт нам массу советов относительно того, как следует проводить пост. По слову псалмопевца Давида мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов; уклоняться от зла и делать добро» (Пс. 33:14-15).

Апостол Павел говорит нам: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. … Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 13:13-14:1,3-4).

Сам Спаситель дал нам бесценные указания относительно того, как следует поститься: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Святитель Иоанн Златоуст и сегодня обращаясь к нам, вопрошает: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пост – это и школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи – разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

Горько видеть, как в народе нашем зажигаются страсти, разрастается пожар сведения счетов, гибнут ни в чем не повинные люди. Заложником этого становится простой человек. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Озлобленный обстоятельствами жизни человек начинает поиск виновников своих неудач, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания. Человек невольно сливает в своем сознании свои несчастья со злой для него действительностью или деятельностью тех или иных людей, и с частного переносит свою озлобленность на всех.  Не дайте врагу Христа, диаволу, увлечь вас страстью гнева, поработить ваше сознание ложными идеалами. Вчитаемся в Евангелие: Господь, не извлекавший меча в Свою защиту, на кресте молившийся за Своих врагов, разве призывал к отмщению, к войне и насилию…  Вспомним завет св. Апостола: «Не мстите за себя возлюбленные. Но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение и Я воздам, говорит  Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его. Если жаждет, напой его. Ибо делая сие, ты соберешь на голову его горящие угли». (Рим. 12,19).

Дорогие мои! Искренне желаю вам, чтобы этот пост прошёл для всех с духовной пользой. В эти святые дни, когда всё способствует нашему покаянию и духовному очищению, будем стремиться с ещё большей энергией служить Богу и ближнему. Будем чаще прибегать к спасительным таинствам Исповеди и Причастия. Будем приводить в должный порядок храмы своих душ. Будем неустанно молить Господа, чтобы Он по Своей любви и снисхождению к нам, грешным, отверз нам двери покаяния и очистил от всякой нечистоты.

Я зову вас - смелее, вместе пойдем путем спасения, путем постного воздержания. А меня, вашего епископа, как человека, может, чем-то успевшего раздражить или огорчить вас - простите Христа ради! Давайте попросим прощения друг у друга, у наших близких, у всех, кто находится рядом с нами. Виноваты мы или не виноваты, чувствуем свою вину или не чувствуем – попросим прощения у ближних, чтобы между нами и окружающими нас людьми наступил благословенный мир.

«..никто и ничто, не спасет нашу страну от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не "возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в справедливости и святости истины" (Ефес. 4,24). (Св.Патриарх Тихон).

Дадим в своей жизни место Христу, не будем мстительны и непримиримы. Не будем прельщаться современным миром таким противоречивым и нестабильным. Господь явил свою милость в том, что проверил нашу преданность Его заветам не только во дни внешнего благополучия, а и во дни испытаний. Господь да умудрит всех нас искать каждому не своего, а Правды Божией и блага Матери Церкви.

Вспомним и воодушевимся словами святого Апостола языков: "Кто разлучит от любви Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?" (Рим. 8,35), ничто не способно разлучить нас от любви всепрощающего Господа.

 

г.Александрия   25 февраля 2014г.                                                                                                                                                                                                                                 смиренный Боголеп

                                                                                                                                                                                                                                                 епископ Александрийский и Светловодский                     

 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов. Ответственность за информацию несет сторона, которая ее предоставила
Интернет-издание "Епархия" (C) 2013-2019. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua