098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Те, що відбулося на Синоді в Стамбулі вчора, шокувало весь православний світ. Схоже на те, що Константинопольський патріархат свідомо стає на шлях розколу світового Православ’я. Патріарх Варфоломій проігнорував заклики Помісних Церков скликати...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Р/С 26004924426263 в ПАТ АБ ( УКРГАЗБАНК ), МФО 320478, код ЕДРПУ 23230375, СВ. о не прибыльности, 1711264600026 от 24.02.2017

Воздвижение Креста Господня в Александрии

27 сентября 2018 гола Преосвященнейший епископ Александрийский и Светловодский Боголеп при стечении множества верующих совершил богослужение в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Его Преосвященству сослужили священнослужители кафедрального собора г.Александрии.

По окончании Богослужения Правящий Архиерей обратился к присутствующим со словами проповеди, в которой раскрыл значения Креста Господня и Искупительной Жертвы Спасителя. 

 

Справочный материал.

В этот праздник вспоминаются события обретения Креста Гос­подня. Крест Христов — вели­чайшая святыня. Каждый из нас всю свою жизнь освящает крестом и крес­тным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на своей груди крест как сим­вол Христовой победы и нашей защи­ты и силы. Мы изображаем знамение креста на всем для нас дорогом и свя­том. Крестным знамением мы начина­ем и заканчиваем день. Почему же хрис­тиане почитают крест? 73-е правило Шестого Вселенского собора звучит так «Поскольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения».

Такое высокое и священное значе­ние Креста Господня, естественно, де­лало в глазах христиан бесценным тот самый   деревянный Крест, на кото­ром был распят Спаситель. Но первоначально этот Святой Крест не был сохранен христианами, не было даже точно известно место, где эта святыня укрыта. Ве­роятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) бы­ли положены или за­рыты вблизи от Голгофы.

После того как в 70-м году после Рождества Христова Иерусалим был взят римля­нами и разрушен, во многих местах ландшафт изменился. Историки свидетельствуют, что язычники много раз пытались осквернить святые для христиан места.

Император Адриан (117— 138 гг.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Госпо­день и на искусственном хол­ме поставить капище язычес­кой богини Венеры и статую Юпитера. На этом месте собирались язычники и совершали жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские свя­тыни — Гроб Господень и Животворя­щий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклоне­ния. Это произошло при святом рав­ноапостольном императоре Констан­тине Великом (память 21 мая), пре­кратившем гонения на христиан.

Константин Великий (306—337 гг.) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году стал единодержавным правите­лем огромного государства. В 313 го­ду он издал так называемый Милан­ский эдикт, по которому была уза­конена христианская религия, и гонения на христиан в импе­рии прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Ми­ланский эдикт, одна­ко фактически про­должал гонения на христиан. Только пос­ле его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный импера­тор Константин, содействи­ем Божиим одержавший в трех войнах победу над вра­гами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью: «Сим победиши».

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому вре­мени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за ис­полнение поручения. Языческие ка­пища и статуи идолов, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничто­жить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски ос­тавались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Ве­неры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощеч­ка с надписью, сделанной по приказа­нию Пилата, и четыре гвоздя, прон­зившие тело Господа.

Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Госпо­день, мертвец ожил. Увидев вос­кресшего, все убедились, что най­ден Животворящий Крест. Христи­ане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять Крест, чтобы все мог­ли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх с духовенством начали высоко поднимать (на церковнославян­ском — «воздвизать», отсюда и на­звание праздника) Святой Крест, а народ, взывая «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Кресту. Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тя­жело больная женщина при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Креще­ние. Иуда получил имя Кириак и впос­ледствии был рукоположен в еписко­па Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361—363 гг.) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака совершается 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 хра­мов, воздвигнутых в Вифлееме — мес­те Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где бы­ла погребена Божия Матерь после успения, и в других местах Святой Земли. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Жи­вотворящего Древа и гвозди. Рав­ноапостольный император Конс­тантин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и об­ширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сен­тября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворя­щего Креста Господня.

Древо Креста Господня пред­ставляло для христиан столь вели­кую святыню, что верующие не только горели желанием покло­ниться Кресту, но, если возможно, получить от него частичку. Уже в IV веке частички Креста были распро­странены по всей земле. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «мно­гие как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обло­жив ее златом, вешают на свою шею». Но не все Древо Крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть Креста и гвозди от него Елена послала своему сыну Константину, а остальное было по­мещено в серебряный ковчег и вручено на сохранение предстоя­телю Иерусалимской Церкви.

В царствование Византийского императора Фоки (602—610 гг.) пер­сидский царь Хосров (Хозрой) II в войне против греков разбил грече­ское войско, разграбил Иерусалим, увез Животворящий Крест Господень и взял в плен святого Патриарха Захарию (609—633 гг.). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императо­ре Ираклии (610—641 гг.), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, христианам была возвра­щена их святыня. С великим торжест­вом Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфи­ре понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, кото­рыми восходили на Голгофу, импе­ратор внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Пат­риарх объяснил царю, что ему пре­граждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, со­вершил Свой крестный путь в уни­чиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел про­стую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

При крестоносцах Крест Христов находился в Иерусалиме, однако дальнейшая его судьба неизвестна. Весьма вероятно, что с течением времени он был раздроблен на от­дельные частицы, которые теперь хранятся в храмах и монастырях по всему миру.

 

Протоиерей Виталий Коваленко 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов. Ответственность за информацию несет сторона, которая ее предоставила
Интернет-издание "Епархия" (C) 2013-2018. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua