098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

 А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий Сколько удивительных ипостасей сокрыто в слове «женщина»: мать, жена, возлюбленная, вдохновительница...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

Город под водой

ХРОНИКА О ГОРОДЕ НОВОГЕОРГИЕВСКЕ

(о городе, которого нет)

 

 

 

 

 

 

Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица,

И память, как колодец,- глубока:

Попробуй заглянуть - наверняка

Лицо -и то- неясно отразится.

 

И прошлое лежит, как старый клад

Который никогда не раскопать.

В.Высоцкий

 

 

 

 

 

 

 

Светловодск, 2011 г.

 

 

Позвольте поблагодарить земляков, всех тех, кто помогал мне в сборе материалов, фотографий, советом, в этом нелегком труде. Не только советом, но и делом в выпуске книги «Хроника о городе Новогеоргиевске».

Помощь оказали: Поплавский А.Т., Косенко А.А., Коломоец К.В., Сталенко А., священник Покровской церкви протоиерей Виталий Коваленко, сотрудники Светловодского краеведческого музея, сотрудник Кременчугского музея Коваленко Е.В., директор Захаровского краеведческого музея Шкирай Л.С., коллектив ООО НЛП «Градиент».

С уважением, А.Зленко.

 

 

ХРОНИКА ГОРОДА НОВОГЕОРГИЕВСКА

(города, которого нет)

Собраны исторические данные о событиях в жизни города Новогеоргиевска находившимся на р. Тясмин и его округе.

Представлены: схематический план г.Новогеоргиевска 1948 г., план р.Днепр и её водоёмов 1939 -1941 гг.

Собраны фотографии с 1908 г. по 1961 г.

Представлена полная панорама улицами Новогеоргиевска.

Показана жизнь воинов в сочетании с мирным трудом горожан, дружба людей и любовь к своему городу.

 

 

Г. НОВОГЕОРГИЕВСК

(КРЫЛОВ)

Герб Новогеоргиевска утвержден 6 августа 1845 года законом №19383: «В верхнем поле щита в золотом поле Государственный Рос­сийский герб, а в нижней, разделенной на две части, в первой: в голу­бом поле святой великомученик и Победоносец Георгий, во второй: в серебряном поле золотой кирас и серп». Святой Георгий иллюстри­рует имя города, а кирас и серп - характер жизни военных поселен­цев, перемежающих военную службу с гражданским хозяйством.

 

 

Моему любимому городу,

городу Новогеоргиевску, в

котором родился и который

любил и люблю до сих пор.

А.А.Зленко.

Ты - как призрак лунного корвета

Вытянувшись между возвышенностью и рекой

Подаёшь сигналы людям с того света

Молодым - любовь и дружбу, старикам - покой.

 

Город соткан из лунного света

У нас не было тёмных ночей,

Возвышенность в зелень садов одета

Звёзды в воде отражались блеском свечей.

 

Над Тясмином ива склонилась,

Торговая, Кинбурская, Покровская улицы мои.

Весной весь город зеленью покрылся

И жили люди здесь как «короли».

 

Все вокруг нашего города

Дороги и судьбы скрестились,

Предков пути сошлись тогда

В один город всё слилось

 

Теперь город затоплен, города нет,

Но нам, потомкам, видна полоса

Давно, и много лет,

Буд-то город ушёл в небеса.

 

Я родом с Города старого

Забыв, что старым сам я стал,

Помню всё с детства малого

Как о жизни взрослой мечтал.

 

Теперь другим вижу любимый край

И время иное, и город другой,

Моё детство смотрится как милый Рай

И ход мыслей о жизни иной.

 

В мир уйдём скользя,

И души наши займут своё место,

Без города и предков жить нельзя

Мы просто из другого теста.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хроника о городе Новогеоргиевске представляет собой материал собранных событий и фактов из истории нашего края. Целью этой работы является рассказ о районе проживания наших предков, основные хронологические даты, связанные с нашим городом. Время было очень не простое: непрерывные войны, неоднократное сожжение городища Крылов, предшественника г.Новогеоргиевска, приводило к его исчезновению, обезлюдниванию, чтобы опять возродиться.

Очень верное представление Дмитрия Вирского словами французского историка Фернана Броделя о местности, как об «историческом персонаже». Крылов был расположен в гирле р.Тясмин Правобережной части Днепра. Люди и в то время рассматривали р.Днепр как основную ось Украины: отсюда Левобережная и Правобережная части.

Территориальные границы земли городка Крылов простирались от Чигирина до Кременчуга по реестру 1616 года. В своей работе Д. Вирский подчёркивает, что в то время на Правобережье Крылов был единственным достойным конкурентом Кременчуга.

Так в 1615 году первыми поселенцами были: украинцы, выходцы с польских владений, раскольники, сербы. Однако существуют и более ранние сообщения о слободе Крылов.

Разговор был на смеси украинско-русского языков с примесями польского, татарского. Чтобы сохранить дух того времени хроника написана на русском языке. Наши предки мечтали жить на вольной земле, Город создавался на идеях равенства. Беспрерывные войны, гонор выходцев из польских владений, стойкие в своих убеждениях и крепкие характером раскольники, идеи военных сербов, всё это замешанное на благих идеях создало Город с неповторимым Духом, который присутствовал в жителях города и остался в новых поколениях г. Новогеоргиевска.

 

 

ХРОНИКА О ГОРОДЕ НОВОГЕОРГИЕВСКЕ

В старину Земля, на которой был расположен Крылов, принадлежала Ки­евскому каганату, а затем Киевскому княжеству. Согласно Киевской ле­тописи, которая гласит: «Тогоже, (1190) лета, Святослав с сватом своим Рюриком, утишивши землю Русскую и Половци примиривши волю свою, и сдумавша, и идоша на ловы по Днепру в лодьях, на устья Тясмени, и ту ловы деявше, и обловившася множеством зверей.»

Левобережная пойма Тясмина была покрыта лесами и болотами, в кото­рых водилось множество зверей и птиц.

Река Тясмин (Тасмень), притока Днепра Речище. - благодатная при­рода, плодородные земли, всё это притягивало людей.

Богат историей наш край, тут и поляки, казаки, российские вояки, сербы, евреи, старообрядцы и кого только здесь не было. В XVI веке земля принад­лежит Великому Литовскому княжеству, а после Люблинской унии 1569-Речи Посполитой: эти земли принадлежали Чигирину.

Первым возник общественно-вечевой строй на территории, подчинённой Литовскому княжеству. Это и стало началом казаччины. Первые упомина­ния встречаем под конец 15 века, впервые в 1489 году у польского историка Бельского есть сообщение, что поводырём (проводником) в походе против татар были казаки. Второе сообщение 1491г. Крамер и Бельский рассказы­вают о выступлении крестьян против шляхты на галицком Подолии. Во гла­ве восставших стоял казацкий атаман Муха. А первый документ, где вспоми­нают казаков принадлежит 1499г. Это - привилегии князя Александра горо­ду Киеву. Грамотой этой указано какую дань должны брать мещане с казаков за рыболовецкий промысел. [1].

В Литовском княжестве крестьяне были свободными, а согласно польско­му праву - крепостными, казаки были аномалией, не считались сословием, тогда король Стефан Баторий в 1576г. провёл реформу, но она лишь повторя­ла меры Жигмонта Августа и Язловецкого и казакам практически ничего не давала. Сущность реформы состояла в том, что король ввёл на Украине рее­стровый список казаков. В этот список вошло только 6000 казаков, за ними правительство признавало, право на существование казаков как сословия. Это количество казаков [2] было разделено на 6 полков: Черкасский, Канев­ский, Белоцерковский, Корсунский, Чигиринский и Переяславский. Каждый полк подразделялся на сотни, сотни на околицы, околицы на роты. Полкам полагалась земельная собственность, определено было жалование, были выданы особые клейноты. Разрешено было иметь судебный трибунал, объяв­лен был «Казацкий старшой», который должен подчиняться польскому ко­ронному гетьману, назначен был центральный город Терехтемиров. По этой реформе казаки должны содержать гарнизон и караул в 2000 человек за по­рогами Днепра.

Король пытался обезвредить действия казаков для государства, но эта ре­форма и дала начало отдельного существования низовых казаков, что и при­вело к образованию запорожских казаков. Недовольные, не попавшие в ре­естр казаки бежали в низовья Днепра, они собирались в небольшие общины по признакам землячества. Из мелких Куреней составилась большая едини­ца «вельможный Кош славных низовых казаков». В организационной струк­туре войска запорожского низового присутствует и Крыловский курень (см. репродукцию) [3].

Новый общественный строй заставил казаков, не вошедший в реестр, ис­кать выхода в бегстве, искать пустые места за порогами, такой приют они получили при р.Тясмин, еще близость татар дало возможность проживания в этих местах, так как богатые казаки не брали земельных участков вслед­ствие опасности от татар.

Соседство татар определило быт запорожского казачества. Это столкно­вение двух различных племен, с одной стороны культуры славян и культуры тюркской, кочевой татарской орды.

От соседства с татарами казаки взяли много заимствований. Усвоены запорожцами названия: кош, атаман, асаул, чабан, бунчук, ношение шаровар, подпоясанных широким цветным поясом, сапоги с острыми носками, островерхих шапок.

Чумаки (торговцы), рыболовы, добытчики, с этого начали низовые казаки и постепенно дошли до роли защитников веры и отечества, стали в глазах соплеменников рыцарями церкви, правды и чести. [2. т.2]

В 1616 году при реестре указано, что между рекою Днепром и Тясмином есть урочище Крылов, принадлежащее старосте Чигиринскому Яну Даниловичу. 1616 год считается годом основания Крылова, хотя эти окрестности заселены были хуторами и местечками намного ранее и старостой Ян Данилович был с 1597 года.

Была выдана грамота по которой Крыловские жители освобождались от податей и пошлин на 30 лет. Боле того, их земли отделялись от Чигиринских и далеко простирались: «... а грунтов и полей над рекою Днепром, на Белобережье и на Звоином, и на Пинном (Пивиха) за Днепром позволяем обывателям того города Крылова использовать так, как иные места украинные; так же хутора с обоих берегов Днепра реки, аж под Кременчук навечно иметь и всякие пожитки устраивать, как на Днепре, так и понад Днепром, мельницы, ставки на реках - около Крылова вольно им будет сыпать... К тому переезд через Днепр под городом тем же мещанам, надаем». Крылов был выведен из под юрисдикции земской и замковой старостинской (это не имел даже центр староства - Чигирин).

Самый древний из известных гербов города Крылова, выданный привелеем короля Станислава Августа 13 марта 1792 года. Его изображение внесено посреди большого текста королевского привелея, внесено в канцелярские книги Коронной Метрики, которыми подтверждались права и привелеи, в частности на городское самоуправление по Магдебургскому праву.

Согласно з данным описанием герба города представляет собой изобра­жение трех карабинов, что стоят в ряд по фронту на земле. Рисунок герба выполнен в живописном стиле с использованием широкой палитры цветов: карабины - коричневые, земля - желтая, трава - желто-зеленая, горизонт сине-розовый. Здесь же обозначалось, что герб выдается Крылову со взгляда на его пограничное расположение. Такое объяснение очень часто случалось в королевских привелеях о надании городам Магдебургского права, льготы выдавались для того, что бы укрепить пограничные поселения на границе с Диким полем, прежде всего в оборонном значении.

Привилегия о подтверждении тех же прав, согласно грамоте Сигизмунда Ш, выдано от короля Станислава Августа 1792 года. Ей даны: Магдебургское право, суд и расправа, дозволено построить ратушу, весовую, войско-бойню, лавки и баню, иметь по 2 торга в неделю и 3 годовые ярмарки, содержать перевоз на Днепре, иметь корчмы и вольно продавать вино, пиво, мед, горелку и другие напитки [4].

Мещане были в военном подчинении у Чигиринского старосты.

Особо подчеркивалось, в связи с тем, что город пограничный, казакам «людям своевольным и беглым» и иудеям было запрещено там проживать и торговать.

По ревизии в 1621 году считалось, что жителей в Крылове 50 мещан и 400 купцов. [5]. Местечко над Тясмином расположенное, кольями и острогом обнесенное. [6]. По ревизии 1616 года домов в нем 200. Жители повиннос­тей не платят.

Все эти привилегии были выданы в связи с тем, что городище Крылов был пограничным городом и стоял на татарской переправе.

Местечко Крылов, вместе с другими приднепровскими местами, было часто разоряемо. В связи с тем, что поселение находилось на границе Запо­рожской сечи и границы с Речью Посполитой, проходящей тогда по речке Синюха, стало причиной строительства оборонных сооружений с обеих сто­рон.

В 1625 году в Польской Украине вспыхнуло восстание реестровых казаков под руководством Михаила Дорошенка. Около гирла реки Цибульника встретились реестровые казаки с запорожцами, которые шли им на помощь под руководством Марка Жмайла. Перед прибытием запорожских казаков, реестровые казаки в количестве 3000 человек ушли из города отказавшись идти с повинной к коронному гетьману. С.Конецпольский отправил погоню, которая напала на казаков, но получив подкрепление, казаки отступили к Черкассам. Состоялась решительная битва 20-ти тысячного украинского казацкого войска против 30-ти тысячного польского войска, которые имели в помощь 3 тысячи немецких наемников в районе села Табурище. Битва эта окончилась отступлением казаков к Куруковому озеру или Медвежьим лозам. Казаки были разбиты и просили пощады у коронного гетьмана где были вынуждены принять условия под названием Куруковских пунктов. [2; 4]. Это соглашение для казаков было очень не выгодным.

Национально-освободительное движение в середине и второй половине 17 века в Украине вызванные невыносимым политическим, социальным, культурным и религиозным гнётом со стороны Речи Посполитой. Движение началось в 1648г. под руководством Богдана Хмельницкого. Весной этого года Запорожское войско выиграло битву с поляками под Жёлтыми Водами и Корсунем, а осенью под Пилявцами.

В Берестеческой битве 1651г. Польша победила казацкое войско. Союз с Турцией, Швецией ничего не дали, кроме усиления гнета народа и личных драм украинских военачальников.

Украина продолжала борьбу, однако, после оглашения И.Самойловича гетьманом всей Украины в 1674г. национально-освободительное движение закончилось, выразив­шееся отменой национальных го­сударственных институтов на Пра­вобережье. В перерывах между во­енными действиями Войско Запо­рожское несло пограничную служ­бу.

Войско Запорожское - нацио­нальное название казацких вооружённых сил в 16-18в.

Войско складывалось с пехоты, кавалерии и артиллерии. Известно, что в 1762г. войско имело 20 ты­сяч казаков, а в 1774г. - 40 тысяч. Если присоединялись значитель­ные массы крестьян и мещан на­считывало до 100 тысяч и больше вояк.

Основною тактической едини­цей была сотня, несколько сотен складывали полк в 500-600 каза­ков. Название которых образовано от городов откуда походили каза­ки или от имени создателя.

Высший орган - сечевой совет, который избирал военную старшину и других военных чиновников.

На вооружении казаки имели огнестрельное и холодное оружие: пушки, ружья, пистоли, сабли, копья, луки и стрелы, ножи.

Оружие и порох частично изготавливались в Украине, частично закупа­лись или забирались в боях. В походах казак имел двух, а то и более лоша­дей.

Молодые казаки проходили обучение на Сечи. Главное искусство войска формировалось под влиянием, как Европы так и Азии.

Активным сторонником Ю.Хмельниченка был Крыловский сотник Фё­дор Вовк (Фесько Вовченко).

В 1661 году Ясько Черкас возглавил «сотницкий уряд» Крылова. В этом же году под Крыловом русским войском, под руководством Косачева с Мозырею, был разбит сборный казацко-татарско-польский лагерь (руководил, кажется, будущий отаман С.Опара).

В 1676 году принял под своё руководство И.Самойлович, оставив в Кры­лове сотника Серховецкого с 20 казаками и 100 казаков в Вороновке.[7]

О стратегической роли Крылова гетьман И.Самойлович отписал царю, что тот (Крылов) «опасением равен Чигирину».

В начале 17 в. во главе Запорожья стоял очень талантливый человек, кото­рый был кошевым без малого двадцать лет. Этот человек - Петро Конашевич Сагайдачный. Коношевич, по отцу сын Конона, а родовое название Сагайдачный. Он уславил себя походами в Турцию и Крым. В 1616 г. во главе сечевого товарищичества взял крепости Варну, Синоп, пробрался в Крым и взял Кафу [1] (теперь Феодосия). Умер в 1622 году.

Важную роль в то время играет городище Крылов, об этом говорят уни­версалы, выданные гетьманами по годам:

Б.Хмельницкий (1648-1657 гг.)

И.Выговский (22.06.1658 г.)

Ю.Хмельницкий (7.02.1660 г.)

П.Тетеря (1.04.1663 г.)

И.Брюховецкий (8.10.1667 г.)

П.Дорошенко (9.04.1668 г.)

Д.Многогришный (1.04.1670-1671 гг.)

И.Самойлович (16.07.1677 г.)

И.Мазепа (6.10.1687 г.)

1647 годом датируется пребывание в Крыловской тюрьме Богдана Хмель­ницкого.

В 1662 г. около Крылова произошёл бой между украинско-российским войском и украинско-польско-татарским войском. За поддержку крыловцами Юрия Хмельницкого городище было спалено полностью. Ещё раз спале­но в 1674 году войсками Ивана Самойловича и Григория Ромадановского, которые производили поход против Петра Дорошенка. В 1732 г. Крыловская Свобода подчиняется Миргородскому полку, а с 1744 г. становится городом под названием Крыловский шанец.

Во второй половине XVII века на правой стороне р. Тясмин [8] возникла слобода русских раскольников.

В этом столетии в русской православной церкви произошел раскол на два течения: официальное и староверческое или раскольничье. Восстание рас­кольников, их самосожжения (гари) и запощевания (смерть от голодовок) этот протест принял массовый характер. Юго-Восточные районы России, в том числе украинские крестьяне Левобережной Украины выступили против помещиков и воевод, всяких начальных людей и прибыльщиков. Все это вышилось в Крестьянскую войну, которая началась 1707 г.

Усиление гонения против раскольников в 1681 г. вызвало их массовое бегство на окраины страны, в разные глухие места. Там, эти приверженцы ста­рой веры, собирались в свои поселения, укрепляя их рвами, вооружаясь чем попало. [8]

Раскольники отличались стойкостью убеждений и крепким характером. В основе этих общин лежали принципы, более 170 заветов Игната Некрасова.

Высшим органом власти являлся круг - общая сходка. Исполнительную власть осуществлял Атаман, избиравшийся на один год. Их распоряжениям подчинялись все. Ряд установ отличались большой строгостью: «За измену войску расстреливать без суда», «За изнасилование женщины бить плетьми до смерти», «За измену мужу, жену закопать в землю по шею или - куль да в воду», «За убийство члена общины виновного закопать в землю».

Все наказания устанавливает круг Он может поучить или отстранить ата­мана за нерадение, корыстолюбие. Существовал возрастной ценз: в работе круга принимают участие все казаки с 18-летнего возраста. С 30-ти лет казаки могут занимать командные должности, с 50-ти лет могут быть избранны­ми в войсковые или походные атаманы.

Члены общины могут только тайно помогать бедным, больным. Согласно Одного из заветов первоначального христианства «Творите милостыню тай­но, дабы избежать: греха гордыни, не смущать принимающего милостыню».

Каждый член общины занимается тем ремеслом, на которое способен.

Третья часть средств, полученные от рыболовства, скотоводства, охоты шла на школу, содержание престарелых и больных, на церковь и вооруже­ние. Одна треть заработка казака идет в войсковую казну.

Все должны почитать старших, за неподчинение старшим - наказание плетьми. За оскорбление родителей - бить батогами или даже лишать жиз­ни. Закон был един и писан для всех. Если круг приговаривает поучить, то учат. Даже атамана, как и рядовых казаков, если появляются веские основа­ния могут высечь. А происходило это следующим образом: булаву передают старейшему члену круга, а его, то бишь, атамана, кладут ничком, секут и после заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами «Спаси Христос, что поучили». Вручив ему булаву, все валяться атаману в ноги кри­чат: «Прости Христа ради, господин атаман», - «Бог простит. Бог простит» - отвечает атаман. (В.Б.) [8]

Вот так учили наши предки народных избранников, а мы и сейчас не мо­жем это сделать, просто подменили понятие избранника на хозяина (от ма­лого чиновника до великого).

Соседями был Пивогорский монастырь (ныне гора Пивиха) филиал Ки­евского Николо-Пустынского монастыря. Этот монастырь отличался тем, что шел на союз с казаками, которые помогали отстаивать его права и был особо почитаем украинской аристократией.

Как видим, Город создавался на идеях равенства людей, которые мечтали жить без барина и на своей вольной земле. Беспрерывные войны, стойкие в своих убеждениях и крепкие характером раскольники новые идеи от воен­ных сербов, все это замешано на благих идеях, создало Город с неповтори­мым Духом, который остался и в новых поколениях г. Новогеоргиевска.

Древние наши родственники: поляне, древляне, волыняне, бужане, тивер­цы, думбы, уличи, сиверяне внесли неповторимый отпечаток нашего истин­но славянского происхождения.

В «Елисаветградском вестнике» №31 от 21. VI. 1877 г. была опубликована интересная статья под названием «Новая Сербия и крепость св. Ели­заветы». Эта статья имеет исторические корни и для нашего края. [9]

В 1751 г. к Русской императрице обратился полковник Сербской службы Иван Самойлович Хорват с просьбой о принятии в гражданство, обещая на­брать и на собственные средства вывести 1000 особ и пандурский (от села Пандур в Венгрии) в 2000 особ, просил отвести им земли на Украине и создать приграничную милицию. В 1752 г. Елизавета Петровна согласилась принять сербов в своё подданство и появилась сенатская инструкция о посе­лении сербов и их устройство.

Сербских колонистов, современных и будущих, селить в Заднепровских местах, а именно: от устья р.Кагарлыка прямой линией к р.Турий, от последней к устью Камянки, потом на верховья Березовки, наконец до вытока Омельника и вниз этой реки до впадения её в р.Днепр. И вот появились в этих местах, вместо сёл, шанцы, обнесённые земляным валом и укреплены. В 1754г. началось строительство крепости св. Елизаветы. Строительство крепости беспокоило запорожцев, которые видели в этом строительстве на­мерение власти уничтожить запорожское войско.

В середине XVII века на берегах Тясмина существовало два военных ук­репления: старый, левобережный Крылов (Польский) и правобережный Крыловский шанец, принадлежавший России. В 1774 г. Крылов был одним из важных торговых центров Елизаветской провинции.

Городом были получены в 1891 г. 35 названий газет и журналов светских в 163 экземплярах и 7 журналов духовных в 13 экземплярах.

В 1811 г. в г.Крылов находился Лубенский Гусарский полк: в 1862 г., в г.Новогеоргиевске, Литовский Уланский Его Императорского Высочества Эрцгерцога Австрийского Альберта полк (переведённый затем в Плоцк); в 1863 г. Киевский Гусарский полк; с 1864 г. квартирует 19 Драгунской Кинбурнской Его Императорского Высочества Михаила Николаевича полк.

Представляет интерес записка, составленная офицерами для Генерального штаба России в 1849 году.

«...Издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба»

«Составили Генерального Штаба Капитан Рогалев и Штабс-Капитаны Фон-Витте и Пестов» 1849 год. [11]

«Ни в одной из Российских губерний не встречается такого разнообразия племён, как в Херсонской. В ней обитают: Русские переселенцы, Малороссияне, Сербы, Болгары, Молдаване, Цыгане, Немцы, Шведы, Греки, Евреи и Армяне в колониях и городах. Французы и Итальянцы, Преимущественно в Одессе.

Постепенное население этого края, известного в глубокой древности, потом опустевшего и бывшего ещё в первой половине прошлого столетия дикой пустыней, по степям которой наездничали толпы Запорожцев и Татар Ногайских и Крымских, весьма любопытно в историческом отношении.

Здесь, по берегам Чёрного моря и впадающих в него больших рек, Греки, за 6 веков до Рождества Христова, основали поселения: Никонион, где теперь Овидиополь, Исакион в 12 верстах от Одессы при сухом лимане, Скопеллос в 18 верстах от Одессы, при лимане малом Аджалык, Одиссось или Ордессось в 40 верстах от Одессы при Тилигульском лимане, и Алектор на месте Очакова; между этими поселениями славилась богатая и цветущая Оливия, на правом берегу Буга, древнего Ипананса, где теперь с.Ильинское (Парутино).

На месте нынешней Одессы была пристань Истрион, с небольшим поселением. К северу от Греческих колоний жили Каллипиды, смесь Скифов и Греков и различные Скифские племена, вытеснившие Киммериан, самых древних обитателей этого края. Греческие писатели, особливо Геродот, лично обозревавший Оливию, оставили нам любопытные сведения об этих колониях. Доселе древности находимыя на месте Оливии и других Греческих поселений, придают здешнему краю известность классическую.

В первой половине 3 века по Р.Х. Греческие поселения были разорены нахлынувшими с востока варварами и по степям Херсонским начали проходить различные кочевые племена, не оставляя ни каких других памятников своего пребывания, кроме многочисленных курганов, которые придают южному краю России вид совсем отличный от других стран. История этих племен темна и мало исследована; наравне с ними и Херсонские степи оставались безвестными в продолжении многих веков, пока занятые Ногайскими Татарами, они не сделались местом частых сшибок между Литовцами, Поляками, Запорожцами и Крымскими Татарами. На них в последствии объявляли притязания Короли Польские, основываясь на завоеваниях, сделанных в 14 столетии Великими Князьями Литовскими и трактатах, заключённых в 15 и 16 столетиях с Турками.

В начале прошлого столетия, Русское правительство, желая распространить пределы Империи к югу до берегов Чёрного моря, обратило особенное внимание на край, известный в Европе под названием Запорожской земли.

26 ноября 1742 года КОМИССАРЫ двух империй: Русский Генерал - Лейтенант Репнин и Турецкий Хаджи Ибрагим Капмджи—Баши, совершили размежевание для определения границ Крыма. На основании сих последних актов войско Запорожское и все его владения были присоединены к России, хотя Запорожцы остались хозяевами этой земли.

Тогда императрица Елисавета Петровна начала понемногу это дикое поле превращать в Русскую землю. Указом 30 октября 1743 года повелено Сенату в Заднепровских местах построить крепость от неприятельских нечаянных набегов, смотря по удобству, что было возложено на Миргородского Полковника Капниста, который вместе с Французским инженером де-Боксетом, осмотрел всё Заднепровские степи, составил им планы и карту, и основал три первые Русские городка или укрепления.

1.     Крыловский шанец.

2.     Екатерининский шанец, на Запорожском урочище Орлик, где нынешний Г.Ольвиополь.

3.     Архангелогород или Архангельский шанец.

Три эти поселения, были первым основным шагом, вводившим Россию во владением этим краем. В 1752 году положено основание первому систематическому военному поселению в Херсонской губернии. Поселение это составилось из единоверных нам Сербов, которые, в негодовании на преследования за веру и за уничтожение их прав Императрицею Мариею Терезой, перешли сюда в числе 218 человек, под предводительством Полковника австрийской службы Ивана Хорвата. К ним присоединились единоверные Молдаваны, Волохи и Болгары в числе 620 семейств. Этим переселенцам отведены были земли по рекам Тясмину, Выси и Синюхе, с условием учреждения земледельческого военного поселения, которое названо Новою-Сербиею.

Для защиты нового поселения от набегов Татар и Запорожцев в 1752 году Хорват основал на р.Ингул шестиугольное земляное укрепление, которое названо крепостью Св.Елисаветы. На урочище Трессаги на Выси основана была пятиугольная крепостица, названная Новомиргородом, куда переселились в 1756 году Черногорцы из Турции. Из новопереселённых воинов-земледельцев Хорват составил, на образец Австрийских, полки: Гусарский своего имени и пехотный регулярный, под названием Пандурскаго. Кроме того из холостых переселенцев, в 1753 году учреждены были непоселенные Молдавские и Болгарские Гусарские полки. Независимо от Новой Сербии, часть Малороссиян, Венгры, Поляки, принявшие Греческую веру, Молдаване и Волохи, с 1752 по 1760 годы выходили из разных мест, зачислялись в полки и селились постепенно на степях между Ингулом и Днепром. В Новомиргороде учреждена была особая комиссия, где записывали всех приходящих из-за границы и наделяли им земли сообразно званию и составу семейств. Всякий поселенец получал от казны пособие деньгами, хлебом и лесом из Чернолесских казённых дач.

Новосербия, окружена была с севера и юга Запорожцами и только восточным углом, у реки Днепра, примыкала к Русским владениям. Указами последовавшими в 1764 году, Новосербия наименована Новороссийскою губернией, которая в 1765 году названа Елисаветградскою провинцией. Вместо прежних полков сформированы два: Гусарский Чёрный, квартировавший в Новомиргороде и Жёлтый в Крылове.

Положение новых поселенцев, особливо пограничных с Запорожцами, было однако очень незавидно; ибо Запорожцы, считая степи своею собственностью, неприязненно смотрели на новые поселения, не редко делали набеги, грабили и жгли селения и уводили скот и людей. Поселенцы не иначе занимались полевыми работами как с оружием; на курганах стояли обвязанные соломой шесты, которые, при малейшей опасности, зажигались и распространяли тревогу по окрестностям. По границе устроены были форпосты, наблюдавшие за движениями Запорожцев и Татар, которые в случае разрыва России с Турцией, также нападали на наши пограничные села».

Крылов находился за 40 км. от гетьманской столицы «Чигирин». Кстати, название «Чигирин» происходит от татарских слов, что означает «много дорожек на снегу». Южная полоса укреплений проходила именно здесь, в нашем городке. Здесь размещался гарнизон российских войск: штаб Пандурского (пехотного) полка, Кирасирский полк, награждённый орденом Георгия Победоносца.

Город название своё получил от Орденского Кирасирского полка, в котором была церковь во имя Святого Великомученика Георгия. Военная церковь (Полковая) находилась по ул. Военной (Шевченко), рядом с мужской гимназией, после революции переоборудована под клуб завода «Большевик».

В городе существовало четыре православных церкви:

Святого Великомученика Георгия;

Успения Пресвятой Богородицы;

Покрова Пресвятой Богородицы;

Воскресения Христова.

По рассказам Похилевича (сказания о населённых местах Киевской Епархии с.671-672) народ уходил с польской стороны на русскую. Это передвижение начавшиеся в 1686 г. закончилось 1735 г. Крыловскими переселенцами была перенесена первая Успенская церковь в 1703 г. Церковь православная, Успения Пресвятой Богородицы, деревянная. Свидетельство тому Евангелие Киевского издания 1697 г. и надпись на колоколе весом десять пудов без двух фунтов, сделанном Храму Успения Пресвятой Богородицы в 1732 году. При Успенской церкви существовала церковно-приходская школа, учителем Закона Божьего был священник Василь Шахов 62 лет, образование - Духовная Академия. Василь Шахов в 1888 г. создал библиотеку при школе. Выписывал журнал «Церковно-приходская школа». Известно, что Василий шахов написал историю г.Новогеоргиевска к концу XIX века (в настоящее время сохраняется в библиотеке им.Чижевского, г.Кировоград). Описание Новогеоргиевска было напечатано в Дополнениях к Херсонским епархиальным ведомостям за 1893 год. [12]

Крестьян, которых, по исповедным книгам 1890 г. числилось 1178 душ муж. пола и 1241 женского владели 4528 десят. 1680 саж. Мещан в 1866 г. числилось 322 муж. пола и 344 жен. пола.

После революции церковь разобрали, а здание школы использовали по Назначению, до эвакуации находилась семилетняя школа №3, ул. Свободная.

В1735 г. перенесена Покровская церковь. По сказаниям старожилов, при переправе через р.Тясмин, потоплены в реке два колокола, множество утвари, Церковного имущества. Много церковной утвари погибло. Об этом есть Информация в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». Церковь православная. Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, пятикупольная. Эта церковь ликвидирована, в результате упадка.

Время образования неизвестно. В этой церкви находилось два Евангелия, одна из книг датируется 1697г., а другая – 1730 г.

Церкви помогала полковница Ефросиния Хорват. По данным Ольги Павловны Абалмасовой полковница в 1765 г. дала 300 рублей на перестройку этой церкви. Покровская церковь была разобрана в 1832 г. В 1872-1873 гг. Новогеоргиевский купец Ефимий Парамонович Холодинин начал строительство церкви Покровского прихода. В течении 17 лет церковь оставалась недостроенной. В 1890-1891 гг. её достроили, 10 октября освятили. Сохранилась фотография церкви находящейся по ул.Покровской (позже 3 декабря) во время наводнения. А церковно-приходскую школу передали под школу №2 (начальные классы).

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и этот приход был выделен из Успенского прихода и первоначально находился только в черте города.

В 1817 г. количество дворов в Покровском приходе равное количеству дворов Успенского прихода, а в сем последнем было душ муж. пола 505 и жен. 532, из коих духовных 5-5, казённых поселян 459-471, дворян 10-21, мещан 35-34, дворовых 1-6. В апреле 1824 года Покровский приход присоединяют к Успенскому, вероятно, по инициативе военно-поселкового начальства, обсудившего, что содержание одной церкви стоит дешевле, чем содержание двух церквей. Церковь была упразднена.

В 1800 г. построена была и влиянием одесского купца, почётного гражданина Емельяна Степановича Бондарева на совместные средства с родным братом Макарием деревянная церковь во имя Воскресения Хрестова старообрядская, с 1807 г. именуемая единоверческой. Она находилась в зоне разлива р.Тясмин. В связи с этим, 1872 г. теми же братьями построена каменная церковь на капитал в 10000 рублей ассигнациями. Место для сооружения было выбрано там, где жил умерший в 1791 г. (1793 г.) Генерал-майор Иван Дмитриевич Хорват. Место старой церкви заняла р.Тясмин, разграничившая Херсонскую и Киевскую губернии. Первоначальный вид церкви (до 1917 г.) был с куполом и колокольней.

После 1917 г. церковь перестроили, сняв купол и колокольню. Внутри нарисовали вождя пролетариата с серпом и молотом. Перестроили церковь на Дом культуры им. Анри Барбюса. В Доме культуры выступали местные артисты, показывали кино. С 1941 г. церкви вернули её статус и стали править Службу до 1959 г. В связи с эвакуацией города церковь взорвали.

 

 

ЧУДО СВЯТОГО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ

Из множества посмертных чудес, совершённых святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии под именем «Чудо Георгия о змие». На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По наущению бесов, живших в идолах, правитель принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать змею своих детей и когда очередь дойдёт до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Это время настало. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа, неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьём в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидел змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьём и попрал его конём. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошёл в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец стал Небесным покровителем Нескольких великих строителей Державы Российской. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий, много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года святителем Илларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошёл в Литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

 

 

ОРДЕН ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия Российский орден, утверждённый 26 января 1769 года Екатериной II и давался как боевая награда за военные подвиги. Получение ордена св. Георгия любой степени делало награждённого потомственным дворянином. Орден мог получить, например, тот, кто «лично, предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полню победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение», или «лично предводительствуя войсками, возьмёт крепость». Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего или корпусного командора неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.

Орден св. Георгия имел четыре степени, причём первый раз награждаемый должен был представляться к низшей, 4-й степени, в следующий раз - к более высокой - 3-й, далее 2-й, и, наконец, совершивший четвёртый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом св. Георгия 1 -й степ. За 1812 г., время массового патриотизма, проявленного всей страной при изгнании наполеоновских войск из пределов России, орден св.Георгия 1-й степени получил лишь один Михаил Илларионович Кутузов, ставший первым полным кавалером этой награды, то есть отмеченным всеми четырьмя степенями ордена. Даже великий Суворов имел лишь 3 степени Георгия - 3-ю, 2-ю и 1-ю. Среди иностранных полководцев, награждённых орденом св. Георгия 1 степ.: шведский наследный принц Карл Иоанн, Г.Л.Блюхер и пр. Георгиевская лента всех степеней ордена имела чередующиеся три чёрные и две жёлтые (оранжевые) продольные полосы. [13]

Позднее, кроме значительного числа дореволюционных воинских наград, носившихся на такой ленте, ряд советских боевых отличий получил по наследству эту почётную, предназначавшуюся всегда исключительно для ношения орденов и медалей за храбрость и воинское учение, оранжево-чёрную ленту Непосредственно к офицерскому Военному ордену св.Георгия примыкает солдатский Знак Отличия Военного ордена (солдатский Георгиевский Крест), учреждённый в 1807 г. для награждения нижних чинов за боевые подвиги. На солдатском Георгиевском кресте гравировался номер, под которым получивший награду вносился в так называемый «вечный список Георгиевских кавалеров». Солдатским Георгием за №6723 была награждена знаменитая «кавалер-девица» Надежда Дурова, начавшая службу простым уланом: в сражении под Гутштадтом в мае 1807 года она спасла от неминуемой гибели офицера и получила единственную в то время боевую награду для нижних чинов. Также солдатским Георгиевским крестом были награждены: М.И.Муравьёв-Апостол, И.Д.Якушен и др. 10 августа 1913 года Император Николай ІІ утвердил новый Статут комплекса наград, которые официально стали называться Георгиевскими. Нумерация новых наград должна была вестись заново, раздельно по каждой степени. Выдача особых крестов для иноверцев была запрещена. Новшеством стала чеканка значка «№» перед цифрами.

Георгиевкий штандартлейбгвардии Кирасирского Его Вели­чества полка.1817 г. Георгиевская лента присваивалась также неко­торым знакам отличия, жалуемым воинским частям: Георгиевским серебряным трубам, знамёнам, штандартам, двойные петлицы «за военное отличие» на мундиры штаб- и обер-офицеров. Георги­евские петлицы на мундиры ниж­них чинов, знаки отличия на го­ловные уборы и бескозырки. В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамёна. В навершии знамени по­мещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась чёрно-оранжевая Георгиевская лента со знамёнными кистями шириной в 1 вершок (4,44 см). Первые Георгиевские знамёна были выданы Киевскому гренадёрскому, Черниговскому драгунскому, Павлоградскому гусарскому и двум донским казачьим полкам за отличие в кампании 1805 года с надпи­сью: «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5 тыс. корпуса с неприятелем, состоящим из 30 тыс.».

11 апреля 1878 года был установлен новый знак отличия - Георгиевские ленты на знамёна и штандарты с надписями отличий, за которые ленты по­жалованы. Эти ленты получили Нижегородский и Северский драгунские пол­ки, ранее уже имевшие все Георгиевские знаки отличия. До конца существо­вания русской императорской армии это награждение широкими Георгиевс­кими лентами оставалось единственным.

В 1805 году появилась ещё одна коллективная награда – Георгиевские трубы. Они изготовлялись из серебра, но в отличии от серебряных труб, уже бывших наградой в российской армии, на корпус трубы наносился крест, что повышало их ранг как награды. На корпусе трубы наносилась надпись, рассказывающая за какую битву и в каком году завоевал награду. На трубку крепился офицерский Георгиевский крест, из ленты орденских цветов с серебряными кистями. К 1816 году окончательно установлены две разновидности Георгиевских труб - выгнутая несколько раз и прямая кавалерийская. Пехотный полк получал в награду две трубы, кавалерийский - по три для каждого и специальную трубку полковому штаб-трубачу. Первым в истории Российской империи георгиевских труб удостоился 6-й егерский полк за сражение при Шенграбене. Корпус каждой трубы опоясывала надпись «За подвиг при Шенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5 т. Корпуса с неприятелем, состоявшим из 30 тыс.».

 

 

Г.НОВОГЕОРГИЕВСК

Наиболее полную характеристику городу дано в издании «Города России в 1910 году», г.Новогеоргиевск - промышленно-кустарный пункт Александрийского повета, который расположен в 3-х верстах от впадения Тясмина в Днепр [14]. Город со своими предместьями расположен по склону горы, идёт вдоль правого берега Тясмина, и это всё утопает в садах и деревьях. Западная сторона города прилегает к крутому подъёму, за которым начинается «Закаминня» (Булаивка). Перпендикулярно к главной улице Закаминня, с юга, прилегают улицы: первая - «Однобочка», вторая - часть улицы «Гуровка», а часть «Криничное» (разное время заселения). Третья улица, через которую проходит дорога в с.Бабичёва называется «Саульской».

Поселение по балке, на запад от церкви, именовалось «Лагерным». Справа по ходу в верх, располагалось «Б.Лагерное», слева «М.Лагерное». «Б.Лагерное» соединилось дорогой с «Закаминня». Поселение, начиная с ул.«Военной» (сразу за клубом, артели «Большевик») на запад называлась «Щемиловка».

Следующее поселение, граничащее с «Щемиловкой», заканчивающейся напротив семилетней школы №4 называлось «Красная горка». Юго-восточная часть города, начиная от «Военной» улицы и заканчивается около «Чистого озера» называлась «Прилипкой».

Справа от улицы «Широкой» находилась «Малая Прилипка», слева «Большая Прилипка». (Ранее называлась «Верхняя Прилипка»)

Улицы: Широкая, Кооперативная, Нагорна 1, Нагорна 2, Лагерная. От школы - ул.Буйна, Ворошилова, до Криничной (Закаминня). ул. Буйна 2 (до распятия, кладбище), через кладбище ул.Батрацкая.

Поселение по балке, к югу от церкви, именовалось «Лагерным». ул.Фрунзе начинается с площади им. Петровского (Левада) и через гадку ведёт в район «Пискы». Восточная окраина города, от Ярмарочной площади до Салганов назывались «Пискы».

Салганы и Лесная пристань (гирло Тясмин), лесопильные заводы, производство гончарных изделий (Выришальное), пристань, судоремонтные мастерские и эксплуатационный участок, заготсено. С правой стороны: кожевельный завод, (здание ж.д. вокзала не введено в строй) дальше дорога с правой стороны частные дома, кладбище.

Название центральных улиц г. Новогеоргиевска (после и до революции).

1.     К.Либкнехта – Торговая

2.     Р.Люксембург – Кинбурская

3.     Шевченко - Военная

4.     1 мая, позже 3 декабря – Покровская

5.     Перекопская – Тясминская

6.     Кооперативная - Карапировка (простонародное)

Жителей - 12641, помимо военных 800 человек. Площадь города в десятинах составляет 1615 квадратных саженей, на одного жителя приходится 110,7 саженей квадратных. Жилищных домов 1426, из которых 107 каменных, 512 деревянных, 807 обмазанных глиной. Кровля: с дерева 867, с металла- 369, с соломы – 194.

В городе насчитывалось 42 улицы и переулки, две площади (Базарная и Ярмарочная). Был в городе общественный сад.

В 1910 году в г.Новогеоргиевске было 4 православных церкви, 1 еврейская синагога, 2 молитвенных дома, один из них был иудейским.

В городе из лечебных заведений функционировали: больница на 18 мест и приёмный покой на 4 места, 2 аптеки и 3 аптечных магазина. Врачей было фельдшеров - 5, акушеров и повивальных бабок - 6, дантист - 1. Город имел военный госпиталь на 20 кроватей и приёмный покой на 5 кроватей. Население Новогеоргиевска и приезжих обслуживали 14 трактирных заведений, среди них - 3 отеля, 3 постоялых двора, 5 столовых, 2 буфеты, 1 ресторан и трактир.

На 8 фабриках и заводах работало 218 работников. У восьми ремесленных заведениях - 42 работника. Промыслы по производству мебели - занято 400 человек и по изготовлению фургонов - занято 300 человек.

Просвещение города состояло с 7 учебных заведений, 5 с которых было для обоих статей, 2 - женских гимназии, 750 человек учило 28 учителей.

Новогеоргиевск освещался 80 керосиновыми фонарями. Штат городской Полиции был представлен 1 приставом, 2 полицейскими надсмотрщиками, 28 нижчими полицейскими чинами.

В год проводилось до десяти ярмарок, на неделю 3 базара. В городе Существовало библиотека-читальня, типография, типолитография, клуб, временный цирк.

 

Интересные для нас воспоминания Афанасия Фета (известного российского поэта, который служил в Кирасирском полку г. Новогеоргиевска в 1845 году). «Жизнь в Новороссийском крае в то время была дешева: отборная говядина стоила 3 коп. фунт (0,41 кг) ; курица 10 копеек; десяток яиц 5 коп.; воловый воз раков 1,5 руб. За отдельную небольшую квартиру я платил 3 руб. в месяц. На простую провизию нужны были деньги, которых сперва было очень мало, а затем окончательно не стало». Несмотря на относительную дешевизну продуктов денег не хватало всегда, таковы их свойства во все века.

В городе существовало восем ярмарок: Федоровская (на 1-й недели великого поста), Средопостная, Вознесенская, Петропавловская, Маккавеевская, Покровская, Введененская и Николаевская (6 декабря). В дни ярмарок были обычай ходить с блюдом по ярмаркам и собирать на церковь. Как-то видно из приходно-расходных книг Покровской церкви за годы 1781-1784 гг.

 

 

НАШИ РЕКИ

Мы, дети людей, которые жили на берегах Тясмина и Днепра, благодаря которым возникли целый ряд городов надднепрянских. Реки нас кормили, поили, были радостью и горем наших предков. Это просто сама жизнь.

История судоходства по годам несколько моложе, чем история человечества. Только научившись стоять на ногах и держать в руках оружие, человечество начало осваивать и покорять водные просторы. Бревна, плоты, лодки наши предки освоили быстро. А дальше парусники, паровые котлы и т.д.

Перевозка грузов по Днепру, выше порогов, производилась судами следующих типов: байдарки, баржи, барки, берлины, гиляры, гончаки, лайбы, лодки, чайки.

Грузы перевозили различные: лесные материалы, камень, хлеб, овес, овощи, гончарные изделия и др. материалы.

Первый пароход на Днепре появился в 1823 г. и имел название «Надія», который построили в имении графа Воронцова в Киевской губернии. Снабженный машиной и паровым котлом, он верой и правдой прослужил до 1842 года. Курсировал по линии «Херсон-Одесса». Пароходное движение по Днепру началось в 1835 году. Первая компания имела всего два парохода (перевозка камня для киевской крепости). В 1859 году по Днепру уже ходило 17 пароходов. Пассажирские пароходы ходили от Могилева до Екатеринослава; буксирные от Кременчуга до Шклова.

Расстояние от Киева до Кременчуга пароходы одолевали за 4 дня, в обратном направлении они продвигались медленнее - за 6 дней. В непогоду, во время мелководья, при встречном ветре - за 15 дней.

Авторы статьи: «Днепровский транспортный артерий у 19 веке». Дудка В.И., Дудка Л.Г. приводят график движения почтово-пассажирских пароходов по пристани г.Кременчуг за 1874 - 1875 годы. В графике отражена и пристань г.Новогеоргиевска.

 

 

ВОЙНА. 22 июня 41 года в начале восьмого по городу пошла молва о начале войны с Германией. Как будто было сообщение, полученное на почте с области. В 12 часов по радио с сообщениями о начале войны выступил В.М.Молотов. так началась война для нашего города. Радио и газеты сообщали о быстром передвижении немцев вглубь страны. О причинах войны, стратегии и тактике анализировать не будем (не специалисты). Сказано много, попытаемся только передать дух того времени, о котором нам поведали старожилы города. С приближением немецкой армии возрастала паника и в этих условиях началась эвакуация, но уже 7-го августа, без сопротивления нашей армии город Новогеоргиевск был оккупирован. Эвакуация, начавшаяся 6 августа в направлении села Нового Липового, в районе которого была переправа через Днепр на левый берег понтонным мостом возведенным военными. Гражданским людям эвакуация дальше была нецелесообразной и даже невозможной. Наступление немцев на Полтавщину, в сентябре, 8 числа после жестоких боев взят г.Кременчуг.

12 сентября оккупировали Семеновку, 13 сентября - Градижск. Часть людей возвращались в свой город. Вторая часть людей, старики и дети, не ходили ни в какие эвакуации. Жить было очень трудно, голодно и холодно, но люди жили.

В январе 1942 г. немецкая власть решила «очистить» город от евреев.

Немецкие каратели арестовали и расстреляли много мирных жителей и военнопленных. Вот такая страшная картина оккупации.

С 1 октября 1943 г. части гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта А.С.Жадова форсировали Днепр в районе Табурище-Новогеоргиевск и захватили острова Букарешты и Каску. Два месяца были тяжелые бои в районе Старое и Новое Липово.

В ночь на 1 декабря 1943 г. части 5-й и 4-й гвардейских армий 2-го Украинского фронта прорвали оборону немцев и освободили Табурище. 3 декабря г.Новогеоргиевск освободили от немцев.

Мы не были на войне. О её страхах и лишениях слышим из рассказов наших родственников и очевидцев. Мы должны помнить всех, кто погиб защищая и освобождая свой Город, свою Отчизну. Вечная им память.

 

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОЖИЛОВ

По территории будущего Кременчугского водохранилища ходил старец Самусь и вещал. Он предрекал: «От горы Московской до горы Градижской будет большая вода и брат пойдёт на брата и будет в людей беда. А когда всю воду спустят - люди снова полюбят друг - друга, а на дне этой воды только будут «куцые коники» прыгать, а на горе, на заводах - только совы кричать».

8-летняя девочка рассказывает свои впечатления о переселении Новогеоргиевска как о войне. Город стоял в руинах, ломали дома столетней давности, летали катеринки и другие деньги. Находили даже червонцы, а по руинам цвели маленькие маки - капли слёз и крови людской. И как предвестник переселения была страшная гроза - подобной не помнят старожилы. Выли собаки, кричали животные, ветер поломал деревья, и вдруг град в куриное яйцо, ветер, выбило всё: жито, яблоки, груши, мак. Девочка приносила побитый мак бабушке, а она брала их в руки и плакала. [15]

Воспоминания Екатерины Андреевны:

«Жили мы в Крылове (раньше носил название Польский), что на реке Тясмин стоит (за ним располагалась река Днепр - местность недалеко от Кременчуга)». Многое рассказывала бабушка, а мне запомнились дороги и красивые названия. Дорога, которая шла из центра Новогеоргиевска от ярмарочной площади, Успенской церкви, Вознесенской церкви, имела развилку напротив школы №1 (бывшая женская гимназия) поворачивала направо через мост Крылов. Высокий ажурный бревенчатый мост был красиво и изящно переброшен через р.Тясмин, со временем постарел и стал использоваться только как пешеходный да еще хлопцы прыгали «ласточкой» с его перил. Рядом был перекинут более новый и крепкий невысокий мост, который покрывался водой во время паводков Тясмина, особенно когда подходила так называемая смелянская вода, и приходилось идя по нему брести по воде.

О воспоминаниях бабушки и других людей, опубликованных в газете «Світловодськ вечірній» № 55 от 21 июля 1993 г., хочется рассказать и привести примеры, иллюстрирующие средний прожиточный уровень жителей города Новогеоргиевска.

«В 1900 році на ярмарковій площі стояло 36 лавок, проти бульвару містилось 13, на базарній площі було 100 торгівельних точок. На цій же площі 24 лавки було в м'ясному ряду, ще 6 проти Успенської церкви. Згідно описам в інших спогадах, Зельтерською водою торгувало 2 лавки. Для постійної торгівлі на Базарній площі було 184 столи на рундуках.

Ціни, взяті з першого всеросійського перепису населення 1897 року:

Середня вартість квартири (4-6 кімнат) - 420 крб.

Мала квартира (менше 4 кімнат) - 80 крб.

Кубічна сажень дров - 25 крб.

Пуд кам'яного вугілля - 24 коп.

1 фунт керосина - 4 коп.

Товари першої необхідності

1 фунт житнього хліба - 3коп.

1 фунт пшеничного хліба - 5 коп.

1 фунт найкращого м'яса -13 коп.

1 фунт м'яса нижчого сорту - 10 коп.

1 фунт солі - 1 коп.

1 фунт цукру - 15 коп.

Оплата праці найманок домашньої прислуги:

Чоловік - 15 крб./міс.

Жінка - 5 крб./міс.

Чорноробочі мали щоденну оплату:

Чоловік - 80 коп.

Жінка - 50коп.

Наша семья была большая - шестеро детей и я, Катерина, была отдана бабушке и тёте, где прошло моё детство. Юность уже проходила на Новом Городе, пока я не вышла замуж. Время было послевоенное, тяжелое было и детство. Жили на окраине Крылова - практически на хуторе: всё вокруг зелёное - хатки с огородами. У бабушки был огород шестьдесят соток, почти натуральное хозяйство: коровка, тёлка, поросятка, куры и всё требует ухода. Вставали в 5 часов утра и гнали коровок на пастбище. Представьте: две девчушки 6-7 лет пасут стадо из 15 коров, а места слева от хутора были совсем глухие: Крыловские песчаные кучугуры, поросшие верболазом низинки, дальше Калаборок (одно из мест где проходили большие бои с немцем) - земля, напичканная минами, снарядами, другими военными трофеями. Нам категорически запрещалось находиться на этой территории, потому как много ребят подорвались на минах были ранены и остались калеками или вообще погибли. Практически у каждого хлопца был свой арсенал найденного оружия: ракетницы, автоматы ППШ. Самое страшное, когда во время грозы испугавшееся стадо разбегалось и многие коровки оказывались на запрещённой земле. Вспоминается картинка: проливной дождь, небо рассекают молнии, грохочут громовые раскаты а мы с Веркой, моей напарницей, мокрые, рыдаем навзрыд. Потом всё стихло и мы, еле собрав коров, бредём домой. Так устали и измучились, что даже обед свой - варенную в мундирах картошку, молоко и хлеб, политый подсолнечным маслом и посыпанный сахарком - несём домой нетронутым. А как же болят босые ножки, просто пекут исцарапанные, забитые песком пальцы, а пятки.... до сих пор «сироты» по коже при воспоминании о тех моих пятках а впереди ж еще участок, поросший кавунцямы... И шестьдесят соток огорода, обрабатываемые руками нас троих с бабушкой и тётей - тоже не подарок. Все люди на празднике, а мы трое огород сажаем, потом еще сапка, сбор урожая. Работали надрываясь, бабушка говорила: «Дай Бог хороший урожай, а то зима придёт и за всё спросит». В воскресенье был праздник, тётя с такими же хуторянками готовили рогелю для ловли рыбы: трёхгранный каркас из вербовых прутьев, обтянутый старой гардиной. Шли на речище - разветвленные притоки Днепра и двое взрослых тащили рогелю на небольшой глубине, а мы дети с двух сторон заганяли рыбу, шумно топая в воде. Таким образом попадались линьки, караси, щучки и очень много вьюнов. А какая вкусная щука, обмазанная шиной и испечённая в углях: снимаешь глиняную корку вместе с чешуей а внутри... блюдо, достойное самого изысканного стола. Помню Великдень - большой праздник. Если Пасха ранняя, старшие идут в церковь Воскресения Господня в Новогеоргиевске, а мы - детвора - на песчаных горах пускаем варенные яйца, чьё дальше всех укатится, тот - самый счастливый. Еще в мои обязанности входило приготовление семян лободы для свинюшек, которыми запаривали картофельные лушпайки - очень непросто они обдирались маленькими детскими пальчиками, трудное детство, много слёз и недетских горестей, но и радость от прекрасного родного мира вокруг, природных красот. Даже наши песчаные кучугуры такие родные и близкие. Жили бедно, но достойно и честно и были счастливы.

 

Из воспоминаний детства (семилетнего парнишки - одного из жителей г.Новогеоргиевска).

Воспоминания отрывочны и хаотичны в виде ярких красивых картинок из прошлого-моего детства. Практически все парни принадлежали группам по районам проживания. Переростки становились лидерами этих групп, занятия зависели от времени года. Родители - на работе, мы, дети, чётко знали свои обязанности. Наша семья жила на ул. Пролетарской 13, рядом с заводом «Большевик». Одной из моих обязанностей была ежедневная покупка буханки хлеба на семью, процесс заключался в следующем: в шесть часов утра нас 5-7 детей занимали очередь за хлебом и ждали часов до 10-11 под навесом весовой завода. Привозили хлеб в ящике для хлеба, погруженом на лошадь, сразу собиралась большая очередь, ведь это был единственный пункт покупки хлеба для всех работников завода, на котором работали и мои родители. Помню: кушать хочется страшно, подходит моя очередь и я прошу: «тётя Рая, отрежьте «довесок» и приложите к буханке» Хлеб продавался на развес, буханка стоила 3 руб., а этот ломтик можно было съесть по дороге домой. Поковырять хлеб, отломить или отрезать кусочек но дороге никому даже в голову не приходило, ведь эта буханка - суточная норма на 6 человек. Хлеб был чёрный, из него можно было бы легко слепить «коныка», но нам он казался очень вкусным и мы его ели с большим удовольствием. Родители держали кролей, и их кормление (нарвать травы, наломать веток) тоже было моей обязательной работой. Интересно то, что в семье никто, кроме отца, не ел мяса. Кролей выращивали только ради шкур, которые можно было сдать и это была заметная добавка к скудному семейному бюджету. Всё время, не занятое обязательными своими работами, мы проводили на улице, она учила всему: и хорошему и плохому. Эта учеба бывала порой очень жесткой, например: не умеешь плавать - бросят в Тясмин не задумываясь, пару умеющих плавать подстрахуют, конечно, пока доплывёшь до берега барахтаешься и воды наглотаешься и поплачешь, но плавать обязательно будешь. Когда отец работал в судоремонтных мастерских, он брал меня с собой на работу. Ходили на катерах, тягали баржи в Бужин, Кременчуг, Днепропетровск и даже Киев. На кубрике катера свяжут два спасательных круга, меня посадят внутрь и я - впередсмотрящий.

Мы говорим не «штормы», а «шторма»

Слова выходят коротки и смачны.

«Ветра» - а не «ветры» - сводят нас с ума... (В.В.)

Это было в г.Кременчуге, пришли мы в речной порт, «папины» моряки прыгают в Днепр прямо с катера, отец - в вышитой сорочке, в шляпе из рисовой соломы - стоит и разговаривает с кем-то из портовых чиновников, я спрашиваю можно ли и я прыгну как моряки, отец отвечает «конечно», я, не раздумывая, прыгаю, уверенный в своём умении плавать и иду на дно. Отец поворачивается а меня нет - только круги расходятся на воде, отец сразу прыгнул следом одетый и вытащил меня вовремя, уже нахлебавшегося, навсегда осталось воспоминание:

Упрямо я рвусь ко дну

Дыханье рвётся, давит уши

Зачем иду на глубину –

Чем плохо было мне на суше. (В.В.)

Если отец не брал меня в рейс набираться морского опыта, я шел в детский дом с матерью, где она работала воспитателем. Когда в группе 30 человек детей, то матери - не до меня, тогда меня учила её группа чему-нибудь и как-нибудь. Первой книжкой, которую я прочёл при помощи своих друзей-детдомовцев, была «Р.В.С.» Аркадия Гайдара. С 4-го класса я собирал деньги, которые родители давали мне в школу на булки, потом на эти деньги иду и покупаю себе новую книжку. Очень многому научился от детдомовцев: дружбе, взаимовыручке, смекалке, способности находить выход в сложной ситуации, научился читать чертежи и по ним делать модели - то есть работать руками. Как то, взрослым уже, в другом городе совершенно случайно встретился со знакомым, бывшим воспитанником детского дома. Как же мы радовались, какая была это встреча, как с самым близким родственником. Тепло вспоминаю всех детдомовцев, очень хорошие люди.

По картографическим данным 1939-1941г.г. восстановлена карта р.Днепр и других водоёмов находящихся вокруг г.Новогеоргиевска. Указаны излюбленные места рыбаков, а именно: Старик, Вороновка, Короповка, Змитница - дальние места рыбальства и ближние: Рогозянка (домик бакенщика), Богозарея, Дубок, Туполовка, Прорва, Грушка, Христовка, Кабан, Регище. На базаре (с правой стороны) при входе с ул.Свободная стояли рыбаки со своим уловом: рыба была разнообразная, здесь короп, судак, сом, щука, вьюны, окунь, краснопёрочка, таранка, продавали и раки. Рыба лежала в кошелках, на траве с берегов Днепра, по доступным ценам.

Представленная история г. Новогеоргиевска в фотографиях построена таким образом, чтобы просматривалась связь истории города и людей различных национальностей, проживающих в различное время в этом городе. Тяжёлое, трудное время, шла освободительная война украинского народа. Внутренние распри казацкой старшины, созданные приграничных военных поселений, строительство крепости св.Елизаветы, постоянные военные столкновения с войсками Речи Посполитой, Турции, России настраивали простой народна адекватное отношение, а именно жизнь с оружием.

Фотографии г. Новогеоргиевска выполненные Михаилом Моисеевичем Сталенко в 1913 году прекрасно сохранились и дают нам представление о облике города. Этот человек был хорошим механиком, изготовил электромлинок в 1948 году проживал в с.Крылово.

В 1959г. начинается эвакуация населения в связи с постройкой ГЭС. Г.Новогеоргиевск и перечисленные пункты начинают разрушать. Потом на руины намыли песок, оставшееся затопили. Не смогли разобрать Воскресенскую церковь - стены взрывали дважды. Кирпич разобрать не смогли, после взрывов остались большие монолитные куски.

Часть города, которая находилась на горе уцелели, сейчас называется с.Нагорное.

В 1961г. территория города была уже полностью затоплена.

В память исчезнувших навсегда населённых пунктов Ольгой Павловной Абалмасовой был предложен и изготовлен памятный планшет. На голубом фоне (фон неба) изображён чёрный контур креста в котором записаны населённые пункты исчезнувшие в результате строительства искусственного водохранилища - Кременчугского водохранилища.

В верхней части ветка плакучей ивы, в нижней части засушенные цветы и травы.

Мы очень благодарны товарищам-которые собрали по крупице историю нашего города Новогеоргиевска.

Многих нет в живых, но люди, нового поколения помнят их:

Священник Василий Шахов

Михаил Моисеевич Сталенко

Полина Никифоровна Попова

Василий Перепичай

Ольга Павловна Абалмасова

Людям, которые помнят и любят свой город (город, которого нет). Нашим ДОРОГИМ ЗЕМЛЯКАМ.

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАТЫ г. НОВОГЕОРГИЕВСКА

1.   В конце ХІІ века первое упоминание о Крытом Лове на р.Тясмин.

2.   Монголо-татарские войска сожгли Крытый Лов в конце ХІІІ века.

3.   В1616 г. при реестре указано, что слобода принадлежит Яну Даниловичу.

4.     В1625 г. состоялась битва около гирла р.Цибульника между украинским войском под руководством М.Дорошенко и польским войском С.Конецпольскаго. Куруковское соглашение подписанное в Крюкове.

5.    В1647 г. пребывание в Крыловской тюрьме Б.Хмельницкого.

6.     Национально-освободительное движение под руководством Б.Хмельницкого 1648-1674 гг.

7.     В 1662 г. около Крылова произошел бой между украино-российским войском и украино-польско-татарским войском. За поддержку Крыловцами Юрия Хмельницкого городище было спалено.

8.     В 1674 г. войсками Ивана Самойловича и Григория Ромадановского которые производили поход против Петра Дорошенка Крыловская слобода спалена в третий раз.

9.    В1680-1700 гг. поселение раскольников.

10.  В 1741 г. Русское правительство разрешило селить беглецов в российских заднепровских местах в т.ч. в слободке Крыловской.

11.  В 1743 г. Слободка прописана к Миргородскому полку и назначена сотенным местечком Крылов.

12.  В 1752 г. по указу Елизаветы Петровны образовывается поселение сербских колонистов и создается два военных укрепления: старый левобережный Крылов (Польский) и правобережный Крыловский шанец, принадлежащий России.

13.  В 1774 г. -торговый центр Елизаветской провинции.

14.  В 1795 г. Посад Крылов назначен уездным юродом Вознесенского наместничества, вместо г. Александрии и наименованием его г.Александрия.

15.  В 1806 г. возвращено прежнее название Крылов.

16.  В 1811 г. в г.Крылов находился Лубенский Гусарский полк.

17.  В 1821 г. Заштатный город Крылов назначен в состав военного Орденского Кирасирского полка и назван г.Новогеоргиевск

18.  В 1841 г. воспрещено причислять выходцев из заграницы и вообще иностранцев в городе.

19.  В 1860 г. (3 августа) повелено учредить полицейское управление.

20.  В1862 г. Литовский Украинский Его Императорского Высочества Эрц-Герцкого Австрийского Альберта полк (переведенный затем в Плоцк).

21.  С 1864 г. квартирует 19 Драгунский Кинбурнский Его Императорского Высочества Михаила Николаевича полк.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Антонович «Коротка історія козачини», Київ, 1991 р.

2.     Д.И.Яворницкий «История запорожских козаков». т. 1 ;2;3; Наукова думка 1990 р.

3.     Ілюстрована енциклопедія історії України в трьох томах О.Кучерук. Спалах, 2004 р.

4.     Vadim Koval, статья в Интернете «Крылов от Святослава до Хрущева» 18 июня 2010 г.

5.     Л.Похилевич «Сказания о населенных местностях Киевской губернии».

6.     Д.С.Вирский «Українне місто Кременчук від заснування до 1764 року».

7.     А. Пивовар «Поселення Задніпровських місць до утворення Нової Сербії», Київ, 2003 р.

8.     В.И.Буганов, АЛ.Бощанов. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви» М. 1991 г. (В.Б.)

9.     Статья «Новая Сербия и крепость св. Елизаветы» Елисаветградский вестник №31 от 21.VI.1877 г.

10.  Статья «Краткий исторический взгляд на Херсонскую губернию» А.Шмит (Труды Херсонской губернии. Стат. Комитета Кн. 1-я изд. 1863 года. Стр.232)

11.  Интернет «Записка составленная офицерами для Генерального штаба России в 1849 году» Капитан Рогалев, штабс-капитаны Витте и Пестов.

12.  В.Шахов «Описание Новогеоргиевска». Дополнения к Херсонским епархиальным ведомостям 1893 г.

13.  И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике» 1990 г.

14.  В.Чепурный «Літературно-художне видання. Світловодськ» 2004 г.

15.  В.В.Сустана, статья, газета «Мой Новогеоргиевск».

16.  П.Кизименко «Пам'ять степів» 2003 г.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua