098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Высокопреосвященнейшего Боголепа,
архиепископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Р/С 26004924426263 в ПАТ АБ ( УКРГАЗБАНК ), МФО 320478, код ЕДРПУ 23230375, СВ. о не прибыльности, 1711264600026 от 24.02.2017

Жертвенный учитель, добрый родитель и позванный ими священник - на вас вся надежда.

Наша эпоха, перенасыщенная информацией, справедливо названа временем перевернутых смыслов и извращенных понятий. Информации много – причем во всех областях, – и доступ к ней открыт, но почему не утихают горькие жалобы на то, что уровень образования неизбежно падает? Нередко, современный человек, поход на стадион или в театр называет проявлением духовной жизни, а умение пользоваться интернетом вершиной образованности. Понятно, что ни то, ни другое к духовной жизни не имеет отношения. Очень часто с высоких трибун или просто в общественном транспорте слышатся разговоры о некоей духовности, а спрашиваешь, что это такое, никто не знает. Тоже можно сказать и о проблемах образования и воспитания, какие только системы, методики, прогрессивные модели и т.п. не внедряются в наши школы, какие только «образовательные эксперименты» не проводят на наших детях, о каких только достижениях и успехах не рапортуют на всевозможных конференциях и семинарах. Казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно – они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. И это может иметь отношение даже к обладателям диплома о высшем образовании. Диплом у человека есть, – а может и не один, – а говорить с ним не о чем. Печальная ситуация. Говорить же об элементарных нормах поведения, уважении к старшим, хамстве, беспросветной лени и матерщине, отсутствии авторитетов, кажется совсем заезженным и старомодным…

Предлагаю вашему вниманию дорогие читатели отдельные размышления по данным вопросам.

Начну с того, что нам необходимо начать относиться к образованию, преподаванию, школьному обучению, как к христианскому подвигу, а к учителю, как к человеку находящемуся на Божественной службе. Вспоминаются слова митрополита Филарета (Дроздова), о том что, прежде, чем Господа назвали Господом, его назвали Учителем. Учитель – это имя Божие и грех тому учителю, который учит детей не потому, что Господь велел любить и назидать, а потому что «так случилось». «Хотела быть юристом, женой олигарха, успешной «бизнес леди», а стала учительницей – ну и ладно, доживу уж и так» – так нельзя! Ведь самое важное в школьной жизни – это интересный учитель. Чтобы он ни преподавал: астрономию, физкультуру, труд – он горит, любит свой предмет и учеников. Он вырывает свою душу, он как пеликан, кормящий пеликанчиков своим сердцем. Священник, доктор и учитель – это «пеликаны», они отдают человеку свое сердце. Бывает, что ученики бросают твое «вырванное с кровью сердце», оно им не нужно – это ужасная боль. Но надо потерпеть.

Собственно, аналогичное отношение должны иметь и родители. Родителю необходимо понять, что дети – это дар Божий. И тут как в притче о талантах: дар нельзя закапывать, наоборот, нужно этот дар приумножить. Когда такое понимание отсутствует, сначала страдают дети, а затем родители. Ярко иллюстрирует такой подход возникшее выражение: завести детей. Как будто завести хозяйство или питомца. На самом деле, родителю необходимо ощущать свою ответственность перед Богом. Кого он хочет воспитать и для кого, или для чего. Как правило, современные родители ставят задачу  –  детей воспитать для самих себя. Воспитать их так, чтобы им было хорошо. А у Бога совсем другая задача. Бог каждого человека взывает к жизни из небытия с другой, куда большей целью.

Родители должны заниматься воспитанием и образованием своего чада, а не перелаживать свой крест на плечи педагога. То, что человек трудится над воспитанием и образованием своего ребёнка, многие наши современники называют: «сидеть дома». Разве с ребёнком можно сидеть? С ребёнком – это постоянно в движении. В движении сердца, в движении ума, в движении глаз.  Очень часто в отношении школы поступаем стереотипно: ребёночка как в манеж помещаем, а что там происходит? Лишь бы только в школу не вызывали. Нужно признать, что именно в школе, а возможно еще в детском саду ребенок учится всяким гадостям: материться, курить, пить, блудить, высмеивать нравственность, потеряв всякие авторитеты. Поэтому в 15 лет простите, «шлют» родителей и учителей гораздо дальше Африки. А родители говорят: «Это переходный возраст». В чём этот возраст переходный? А в том, что происходит сильное влияние детского коллектива, отбившегося от своих родителей,  и который находится ко всему взрослому миру в оппозиции и недоверии, это влияние становиться для ребёнка более важным. Он более от него зависим, чем от мнения своих родителей, которых он просто перестаёт слышать, понимая, что взрослые – это просто вруны и враги.

Дорогие родители, смотрите на своих чад как на будущих великих людей, пытайтесь привить им любовь к наукам, развивайте в них стремления изучать, познавать, достигать. Главным лозунгом в школе, по крайней мере, когда я учился, был: «Ура, не учимся!», если по какой-то причине мы не учились, то это было «ура». Но должно быть наоборот. Потому что человек страшно любопытен. И можно очень сильно отбить у него эту охоту к учёбе, поскольку маленький ребёнок уже с 2-х лет начинает всем интересоваться, а на него начинают орать, бить, когда он начинает исследовать этот мир. «В сервант не лезь, это не трогай, то не бери, в лужу не наступай». А ему интересно, он наступил, и брызги летят. Он ещё раз. Он сильней. Он изучает, он ставит некие опыты по механике, по гидравлике, у него мозг в это время работает.

Уважаемые учителя, вы учите детей держать в руках книжки и баскетбольные мячи, плавать и бегать, разбираться в электросети и любить литературу. Возможно, вы учите человека, который, быть может, вырастет в какого-нибудь Эйнштейна, Ньютона, Королева или Гагарина! Скорее всего – это самые удивительные люди, потому что потенциально каждый человек ужасно талантлив! Только бы этот талант раскрыть!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что изначально человек похож на яйцо, и рождается он дважды, как цыпленок. Сначала курочка выносит яйцо, а после того, как яйцо выношено, его нужно прогреть! Тогда вылупится из него цыпленок: красивый, пушистый, милый! Так же и человек, рождается дважды, – как яйцо и как цыпленок. Если человека просто выносить, но не согреть, не выучить, не воспитать он не станет полноценным человеком. То есть, человеком нельзя просто родиться, как любому другому животному, ему необходимо еще стать человеком. Для этого требуется некий «образ», наследуя который, человек становится носителем тех качеств, которые собственно и отличают его от прочего животного мира. В этом заключается  смысл слова «образование» - приведение человека к какому-то образу, который у нас есть в сердце. Насыщение же человека различными знаниями и сведениями есть процесс воспитания, предполагающий «напитать» личность человека, а не просто привить ей нормы хорошего поведения. Применяя упомянутую выше аналогию, можно говорить о том, что учитель должен «высиживать чужие снесенные яйца»! Мамы и папы «подбрасывают яйца» в школу, в армию, в церковь и просят: батюшка помолитесь, товарищ капитан воспитайте, Марь Иванна, научите! Именно из-под вас, драгоценных «квочек – учителей», потом повылупливаются новые Ломоносовы и Кулибины. К сожалению, большинство людей в мире так и не раскрылись. Скрытые таланты, замершие души, всю жизнь прожившие, но так и не узнавшие, зачем жили. Родился, чтобы быть художником, а был плотником; родился, чтобы быть юристом, а был летчиком; родился, чтобы быть священником, а был трубочистом; родился, чтобы быть трубочистом, а был священником. Так бывает: потерял мир хорошего трубочиста, приобрел плохого священника. Конечно, у учителей есть свои семьи, а в этих семьях есть всякие заботы, есть свои болячки, друзья, знакомые, родители, долги и т.д. Но, тем не менее, дорогие христиане, переступая порог школы, пожалуйста, забывайте все это. Нужно прогреть и хорошо воспитать наше будущее. Тогда, быть может, наши дети отмолят наши грехи, и Господь скажет нам: «Ну, заходи, твои дети за тебя просили!»

Сказав обо всём этом, невозможно игнорировать и то, что сами эти слова «образование», «просвещение», «воспитание» – имеют глубокий смысл и христианское происхождение. Образование – это просветление помрачившегося в человеке образа Божия. Размышляя о воспитании, нельзя умалчивать и о Хлебе, сошедшем с небес, и о «чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение». (См. 1 Пет. 2:2). Ну, а «просвещение» рождено словом «свет», одним из главных слов Нового завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеком» (Ин. 1:4), и поэтому нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры. Некогда современный православный богослов Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон.

В наше время все хорошее существует благодаря незаметным, но героическим усилиям скромных подвижников. Такова ситуация везде: и в образовании, и в медицине, и в науке, и в армии, даже в Церкви. Все живет и держится не системой, а человеком, безусловно, по милости Божией; не отработанной процедурой, а творчеством и любовью. Поэтому в жизни нашей все зависит от всех. Людей, от которых ничего не зависит, и которые ни за что не отвечают, нет в природе. В борьбе за мозги и души наших детей, за невинность детских снов и светлость юных порывов все тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства Образования, школы или выбранной профессии. Хороший преподаватель (мы говорим о них – «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории и физики. Именно такие родители и учителя священника в школу позовут. Без них ему трудно в классе появиться, а если они захотят, то никто не запретит и не помешает. Почему? Да все просто, взрослые видят сатанеющий мир. Если они и не понимают, то непременно чувствуют, что надо «укреплять берега». Иначе скоро всех «смоет»! Вот они и просят батюшку прийти к ним в класс, поговорить по душам, наставить, разъяснить. Просят те, кто сам нашел дорогу к храму и ощутил, насколько спасительно и освежающе действие Бога на измученную душу. Те из преподавателей, кто этого не пережил, священника в школу звать будут вряд ли.  Только не говорите, что ребенок сам должен определиться с «верой», ну не оставляете же вы за ним право определиться на каком языке ему говорить. У школьников нужды в священнике не может быть по определению. Вся школьная система воспринимается ими, как аппарат насилия над счастьем детства. Чтобы понять, насколько эти мысли неверны, нужно повзрослеть. Польза от священника в школе может быть осознана самими учениками лишь со временем. Поначалу нужду в священнике ощущают именно взрослые.

О чем батюшка будет говорить с детьми, тоже не секрет. Он расскажет о том, что если ты стал посвященным в чужую тайну, то, Боже тебя упаси, разболтать эту тайну кому бы то ни было. Он расскажет о том, что слабых обижать нельзя. Это не красит человека. И смеяться над увечьями и недостатками других людей нельзя. Неровен час, и ты в наказание станешь калекой, и придется тебе увидеть свои прежние усмешки на чужих устах. Подумай об этом заранее. Батюшка скажет о том, что завтрак, принесенный в школу, нужно делить с другом на перемене. И что нельзя есть втихаря и в одиночку. Скажет о том, что все, чем мы пользуемся сегодня, есть плод чужого труда. Свет в лампочке, пиджак на плечах, цветы на клумбе стоили денег, и пота, и труда. А значит, нам нужно беречь чужой труд из чувства благодарности. Поговорит и о том, почему собственно нужно уважать родителей, учителей, старших, почему завидовать нехорошо и жадность плохая черта. Много таких тем, ох, много! И говорить мы с ними будем не об умозрениях, на которые многие просто по возрасту не способны, а  о самой жизни, о самой гуще ее, где растворены и смешаны вопросы этики и эстетики, совести и традиции. И доводы наши, будут куда более конкретней и насущней любой методической сказки и воспитательных нотаций. Символ веры мы объясним потом. Потом, чуть позже заведем с детьми речь о молитве. Для начала будем пытаться убедить их сердца в том, что мы учим их не сверху вниз, а лицом к лицу, говорим им правду и хотим быть их друзьями.

Некто однажды похвалялся показать последнего попа по телевизору. Думал устроить шоу, думал явить миру «динозавра» с бородой и в рясе. Но вот, не получилось, не вышло. Впору последнего атеиста по телевизору показывать. Это я к тому, что попам в школе быть. Как бы кто ни дергался и ни извивался.

                                                         

Боголеп, 

епископ Александрийский и Светловодский

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов. Ответственность за информацию несет сторона, которая ее предоставила
Интернет-издание "Епархия" (C) 2013-2019. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua