098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Сьогодні, 2 жовтня 2017 року, у день пам’яті сщмч.Миколая Іскрівського, тиша і звичний день для села Ганнівка були змінені на урочистий і радісний піснеспів прославлення святого, що жив і трудився на славу Божу неподалік.  Вже традиційно 5 рік...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

К молодежи, с тревогой и надеждой...

Устав от  лжи и от безделья, лениво смотришь за окно.
Летят неделя за неделей — тебе, однако, все равно.
О чем-то думать — просто бремя; ты молод, впереди вся жизнь...
Впустую убивая время, хоть раз на годы оглянись.
Настанет миг, и ты прозреешь, и с диким ужасом поймешь,
Что с каждым годом ты стареешь — а время вспять не повернешь.

(Слова из песни Time, группы Pink Floyd).

Наше будущее находится в руках молодых людей. Будущее Церкви — тоже…

Сегодня, в разгар вступительной кампании, очевидно, будет не лишним поразмышлять на темы, которые для всех нас являются более чем актуальными, но понимание которых не всегда объективно. Часто современный человек более чем поверхностно воспринимает действительность, наши общественные стереотипы, шаблоны и клеше. Наше нежелание анализировать, а лишь по привычке потреблять «выпущенное»  СМИ  очередное заключение, делает невозможным решение задач, которые ставит перед нашим обществом современная цивилизация.

В своем нынешнем обращении позвольте поделиться размышлениями,  к которым, я надеюсь, вы, дорогие читатели, не останетесь равнодушными. И в первую очередь мне бы хотелось поговорить с молодыми людьми.      

 Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, который можно назвать добрым и счастливым. Общество, в котором будете жить вы, будет еще более конкурентным, информационно насыщенным, жестким, сама «жизнь» будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех - в противном случае вы будете рисковать стать «неудачниками» и оказаться на «краю», этакими «лузерами» жизни.

О свободе.

 Многие из вас, очарованные иллюзиями свободы и возможностями своего беззаботного возраста,  до сих пор еще не осознали, что будущее, которое вас ждет, уже стало вашим настоящим, а бремя свободы становится все более жестким и тяжелым. Свобода нелегка, а значит, в  школе, училище, университете не ищите легкой жизни. По слову Христа, именно  Истина «делает нас свободными» (Ин 8:32). В этом вопросе мне хотелось бы сразу посоветовать - учитесь быть по-настоящему свободными. Свобода не произвол, она не дается просто так, ей надо научиться. Допустим, вы спросите меня, умею ли я играть на фортепиано, я вам отвечу: «Не знаю, не пробовал». Мой ответ, скорее всего, покажется вам несколько странным. Без долгого и кропотливого освоения музыкальной премудрости я не смогу сыграть ни одного произведения. Так же и с любой другой свободой. Она приобретается через  самоограничение, строгое наблюдение за собой, нелегкий труд и творческие муки, а когда понадобится, свободу нужно мужественно и самоотверженно защищать. Как некогда заметил один философ, «свобода порождает страдание, а отказ от нее страдание уменьшает». Нужно постоянно работать над собою, стремиться к тому, что может напитать душу, что может указать цель, единственную цель в жизни. Человеческая природа так искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, если хочешь выровнять себя по «правильным меркам», и выравнивать приходится каждый день, каждый час; помоги вам в этом Господь. Кажущееся таким желанным, состояние свободы либо преображается в сознательную, ответственную жизненную позицию с трезвым и рассудительным отношением, либо человек, так и не повзрослев, рискует остаться в выдуманном мире иллюзий, который принесет лишь разочарование.          

Общество, в которое вы войдете (или в которое введут вас), будет небывалым еще в истории. Это не похвала ему, это предостережение вам. Дело в том, что ваша будущая жизнь будет создаваться в условиях духовной разрухи. Надо ли кого-то убеждать сегодня, что даже на фоне,  казалось бы, благоденствия церковной среды наше общество не стало в целом более духовным? Есть люди — и их, слава Богу, немало, — которые действительно смогли всерьез соприкоснуться с миром христианства и стали мягче, глубже, серьезнее. Но много ли их вы видите среди своих друзей и готовы ли вы сами всерьез прислушаться к их суждениям? До сих пор в  обществе, в котором мы живем, по сути, нет общих ценностей и вектора дальнейшего развития, а у людей, творящих новый образ жизни, нет религиозных вдохновений.

Хочу в Европу.

Возьмем хотя бы проблему европейского выбора. Вам, как энергичным и во многом космополитам, безусловно, важен такой выбор. Перспектива учебы за границей, новая мозаика впечатлений, расширение границ вашей личной географии все это так привлекательно и вожделенно, и до ужаса поверхностно… Возможному вхождению в Европу должно предшествовать вживание в многовековую европейскую культуру. Это европеец, живя там, где живет, может не знать, кто такой блаженный Августин, или как Лютер изменил психологию жителя континента и что натворил Руссо своими трактатами. Ему не надо. Он погружен в проблематику фактом рождения на своей земле. А вот человеку, желающему войти туда, где его до сих пор не было, где он не рожден, не вырос, нужно учить все с нуля, с алфавита. Европеец столетиями был обеспокоен и растревожен поиском истины. Он искал Индию и находил Америку; искал философский камень и по дороге открывал порох и создавал фармакологию. Его тянуло и в небо, и на морское дно. Он печатал книги, взрывал привычный мир научно-техническими средствами,  лез к дикарям в землянки и убегал в Новый Свет от религиозных преследований. Всюду он хотел долгосрочного счастья, хотел торжества Божией правды на земле, но получал лишь томление духа и новое цивилизационное завоевание. При этом он никогда «хорошо не жил», если под словом «хорошо» подразумевать современный комфорт. И только сегодня, сменив творчество на изобретательство, а знания заменив сведениями, он стал «хорошо жить», и нам захотелось того же. Нам нужен безвизовый режим? Но есть ведь еще культура. С самого детства я и миллионы таких, как я, уже жили в единой Европе, поскольку читали книги и слушали сказки. Карлсон родился в Швеции, а Красная Шапочка – во Франции. Русалочка родом из Дании, а Щелкунчик – из Германии. Гофман с Андерсеном, как гувернеры, стояли у наших детских кроваток. Потом, повзрослев, мы читали Фенимора Купера, Жюль Верна и Стивенсона, а значит, нам в лицо дышал океан и наши лица обветривались воздухом прерий. Мы были путешественниками и первооткрывателями. «Книга равна хорошему путешествию», — говорил европеец Декарт. И я боюсь, что, например, без чтения молодежь, оказавшаяся в Европе, найдет там тот же музыкальный шум в тех же клубах под то же пиво, что и на родине. И те же джинсы на ногах, и те же наушники в ушах, и та же бесцветная тоска в глазах. А больше – ничего.

Европейский мир достоин уважения, но не достоин зависти. Уважения достоин потому, что он есть плод многовекового труда по внедрению некой части христианских ценностей в саму жизнь человека. А недостоин зависти, во-первых, потому что это не достигнутый Рай, а лишь промежуточная сытость. А во-вторых, потому что европейский порядок — не привилегия одного или группы народов, вовсе не данная никому более. Это – возможность для многих. Нужно только не загаживать все вокруг себя годами и столетиями, а облагораживать теми же годами и столетиями. И все получится. Не одни лишь французы способны печь самый вкусный багет, и не одни лишь немцы способны трудиться аккуратно и на совесть. Ведь не мешает никто и никому пропитывать повседневную жизнь благими принципами. Это есть практическое христианство и, собственно, то единственное, что нравится нам в Европе, даем мы себе в этом отчет, или  нет.

Кроме того, нужно понимать, что Европейский проект – проект пенсионеров. Это действительно проект уставшего человечества, направленный на земной комфорт, ценой отказа от всякой духовности. Европа далеко не идеальна и обожествлять ее значит идолопоклонствовать. Но там, где она подлинно хороша, она совпадает с христианством. Запад вовсе не место торжества свободы. Но сейчас это некая лаборатория по выведению стерильного человека без высоких порывов, человека, который грешит, и у которого при этом не болит совесть. Каменный дом строится из камней, порядочное общество – из порядочных людей. Молодежь шумит на площадях, желает быть свободной, борется за право иметь наслаждения, уверенная в том, что она представляет из себя хорошие камни для крепкого дома. Но у меня есть сомнения.

Мир действительно будет сильно меняться, дорогие мои, меняться не в лучшую строну, и выживет в нем тот, кто не даст размыть в себе или выветрить из себя моральный код, рожденный христианством. Остальным не позавидует никто. Даже жители Содома, провожающие взглядом убегающего Лота за пять минут до пролития огненного дождя на их безумные головы. Вы будете жить в новых условиях, в условиях, в которых особенно важно научиться дорожить теплом человеческого общения, теплом семейной жизни, научиться мудрому умению жить миром со своей собственной душей.  Как я хотел бы, чтобы честность перед самим собой, перед Истиной, а также просто человеческая, душевная теплота были наследованы вами в тот мир, где будете жить вы. Дай Бог вам мужества и терпения, умения самим переносить невзгоды.

Что значит быть взрослым?

По Феофану Затворнику, переживший пору юности — это перешедший через бурную реку. Он оборачивается назад и с благодарностью благословляет Бога. Взрослость — это не возраст, не следы бритвы на щеках, не разговор басом. Взрослость — это ответственность. Ответственность за свои поступки, слова, мысли, в конечном итоге, за других людей, которые от тебя зависят. Есть опасность, что наша молодежь так и не повзрослеет. Может, я пристрастен или неверно информирован, но мне кажется, что о чувстве ответственности в современном мире можно говорить с возрастающей тревогой, так же, как мы говорим об опасностях терроризма и загрязнении окружающей среды. Идеал современного общества гедонистический, то есть направленный на получение наслаждений. Удовольствие в нем — это товар, и его покупают. Таким образом, идеальная жизнь — это хороший достаток, позволяющий покупать как можно больше удовольствий. Для вдумчивости, жертвенности, самоограничения, самовоспитания просто не остается места. Настоящую цену в жизни  дают за осмысленные и волевые действия. Над молодежью, в мире порванных связей и разрушенной преемственности, ничто не довлеет. Потому они такие «отвязные», ни на кого не похожие… Самое поразительное, что молодые люди — как деревья зимой. Все замерзшие, все без листьев, все скрюченные. И не поймешь, какое из них по весне заплодоносит. Может, кто-то из нынешних байкеров или растаманов в критической ситуации окажется не юношей, но мужем, будет способен и на храбрость, и на великодушие. Судить по одежке всегда опасно. Формальный поиск — в прическе, в одежде, в музыке — может быть и отличает именно душу ищущую, мятущуюся, недовольную действительностью. Ведь если принять буржуазные ценности, то нужно аккуратно завязывать галстук, следить за зубами, чтобы улыбаться ослепительно, аккуратно приходить на работу и делать карьеру. Из людей с такими интуициями трудно появиться монаху, подвижнику. И ходить на проповедь в различные офисы будет приятно, но малоуспешно. Послушают внимательно, поведут себя вежливо, чаем напоят, но второй раз идти не захочешь. Лучше ходить к тем, кто хочет другой действительности, кому тесно в огромном мире, как человеку, выросшему из старого пиджака. Есть молодежь, утонувшая в разврате и безобразиях. О них нужно молиться. Есть молодежь, нашедшая себя и делающая деньги. Эти вторые не лучше первых, потому что тоже тонут в разврате и безобразиях, только культурно и тайком. О них тоже нужно молиться. И есть молодежь, не находящая себя в заданных координатах. И развратничать стыдно, и деньгам поклоняться не хочется. Эти религиозно талантливы. В общем, молодежь — это поле молитвенной тревоги и миссионерской активности.  Христу всегда есть что сказать молодежи. Ведь Конфуций — старик, и Лао-Цзы старик. В преклонных годах Магомет, и Моисею 120. На их фоне Христос — это Юноша. И в Его словах, в Его личном примере столько революционной энергии и свежей силы, что можно недоумевать, почему в храмах больше старушек, чем девушек. Если молодые люди не находят во Христе ответов на сжигающие их изнутри вопросы, то либо молодые люди не знают Христа, либо слушают Его сквозь вату и понимают неправильно. В любом случае, потенциально у нас есть будущее. Ведь конец XIV века на Руси был жутким безвременьем, а православная Византия сплошь и рядом называла свою эпоху последними временами. И надо же в это время в холодной Руси найтись юноше по имени Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), который личным подвигом окрасил всю эпоху в зеленый цвет своего преподобия и дал всей стране толчок к духовному возрождению. Юношей безусым был тайнозритель Иоанн Богослов в период своего ученичества, юношей почувствовал влечение к иной неколебимой жизни Прохор — будущий Серафим. В 11 лет почувствовал непреодолимое влечение к монашеству Иоасаф Белгородский. Нет препятствий думать, что совершившееся в XIV, XVIII, XIX веках не может повториться в XXI.

Именно христианство омолодило мир. Если кому из вас выпадет радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. «Я пришел для того, — сказал Христос, — чтоб имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10. 10). И если молодость — это символ полноты жизни, то христианство — это поистине путь молодых. Пусть вас не смущает то, что в наших храмах больше старушек, чем молодых. В Церкви есть место и для вас. И в вашей душе, в душе каждого из вас есть место, которое создал Бог для того, чтобы Ему Самому пребывать в вас. И если это место будет заполнено Богом Живым, а не идолами — в том числе идолом самолюбия и попечения о собственном благополучии, — то в вашей душе вы обретете и мужество, чтобы перенести тяготы завтрашнего дня, и милосердие, чтобы их смягчить, и любовь, чтобы не бояться людей, нуждающихся в вашей заботе. Избави вас Бог от себялюбия и дай нам Бог дух молитвы!

Нужно побольше ответственности, зрелых мыслей, обдуманных поступков. Сквозь густую цивилизационную накипь нужно нырять на глубину смыслов (так ныряют ловцы за жемчугом). Мир оттого стал пестрым и шумным, как уличная женщина, что хочет зазвать к себе свежую кровь и молодую неопытность (Прит. 7, 6-25). Не блуждайте по стезям блудниц духовных и плотских, потому что вы молоды и сильны, горячи и бескомпромиссны. Потому что вы можете послужить Христу, и Он смотрит на вас пристально. Так же пристально смотрит на вас и наблюдатель в командном штабе противника. Бегите к Тому, Кто любит вас, бегите к Воскресшему из мертвых. Ему нужны ваши сияющие глаза и сильные руки. И Он вам нужен больше, чем узнику  свобода, больше, чем жаждущему вода. Я — монах, и у меня нет семьи и нет детей. Но я знаю, ради чего я отказался от этого. Можно отказаться от любви к одному человеку, ради другой, большей любви — любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям. Но мне чрезвычайно горько видеть, как много молодых людей сегодня отказываются от детей ради совсем иных, абсолютно несоизмеримых целей — ради спокойной жизни, карьеры и т.д.. И не просто отказываются от детей, а даже убивают их … Мир, в который вы вступите, может стать миром нераскаянных убийц, убийц, которые даже не поняли, что они совершили, на что они дали согласие.

О будущем.

Число людей, приходящих к Богу с детства, благодаря домашнему воспитанию, будет не очень велико. Во-первых, нормальных православных семей мало. Во-вторых, воспитывать мы ещё не научились. В-третьих, дети родителей слушаться не хотят, и вообще, мир меняется так стремительно, что к нему привыкнуть не успеваешь. К Богу молодёжь будет приходить драматически. Одни придут от большого ума и знаний. Мифическая вера простецов давно умерла. Её заменило суеверие невежд. И будущее веры — за умом и жаждой истины. Поэтому, привычная для ума Церковь села и крестьянства уступит первенство Церкви города и студенчества. Другие придут от невыносимого стыда и от непроизносимых гадостей. Не придут, а приползут, причём в слезах и с чувством, что больше идти некуда. Таких будет большинство, потому что умники, пришедшие через книгу, всегда немногочисленны. А вот большинство будет развращаться, нравственно гнить, узнавая в десять лет то, чего раньше не знали и не изведали семидесятилетние. И если не сойдут с ума от неестественности, если не умрут наутро от тоски после очередной вечеринки, если не озлобятся до состояния демона, то придут каяться. Так и начнут спасаться. Со временем другим помогут спастись. Есть ещё нравственно и религиозно гениальные люди, которым относительно легко (за чистоту и простоту) дастся то, что всем вообще даётся с кровью и потом. Есть мистические натуры, которые до прихода в Церковь Христа Спасителя успеют побывать умом на Востоке и на Западе, поискать «просветления», узнать о чакрах, мантрах и кармах. Эти тоже, если не потеряются среди улыбчивых демонов, погружённых в медитацию, станут людьми молитвы и духовного труда. В любом случае в Церковь будут приходить спасаться. То есть будут приходить те, кто погибал, и именно затем приходить, чтоб не погибнуть, а может быть и воскреснуть. От данной картины не веет лживым оптимизмом, и нарисовать её труднее, чем иллюстрации к Букварю.

Что пожелал бы я молодому человеку, человеку будущего?

Желаю ему освоить какое-либо ремесло, чтобы, независимо от должности и образования, его же руки всегда могли дать ему хлеб.

Желаю ему посмотреть хоть немного мир, чтобы перестать ругать свою собственную землю и понять, что со времён грехопадения всюду всё примерно одинаково.

Желаю, по приезде в любой город или село, идти на кладбище с молитвой, потому что жившие раньше нас, скорее всего, были лучше нас. Не хуже — точно.

Желаю научиться терпеть боль физическую и нравственную, но как можно меньше той и другой причинять окружающим.

Ещё — относиться к деньгам как к деньгам, а не как к богу, и уметь делиться заработанным.

Ещё — меньше грешить, чтоб с ума не сойти.

Ещё — много читать, но знать, что самая великая книга — Евангелие.

Ну и последнее: знать, что грех будет завоёвывать всё больше и больше места в сердцах людей и в их сознании. Облегчённо-прохладительного христианства не будет. Будет труд и исповедничество. И значит, главные из ожидаемых качеств — это трудолюбие и верность.

О влюбленности.

С чем можно поздравить влюбленного человека? Думаю, с вступлением в полосу страданий и мучительного взросления души. Больше поздравлять пока не с чем. Влюбленность не равна счастью, поскольку далеко не всегда перерастает в любовь. Да и настоящая любовь нуждается, как минимум, во взаимности, чтобы не стать наказанием. Влюбленности предшествует некая внутренняя жажда, заставляющая сердце ныть от чувства одиночества, а глаза – напряженно осматриваться по сторонам. Но сама боль эта заставляет молодого человека пытаться осмыслить мир. И, стараясь высказать себя, в это время люди пытаются писать стихи, наивные и корявые, но искренние. Слов не хватает одинаково, что счастливому влюбленному, что человеку, обжегшемуся на первых чувствах. И тот и другой распираемы изнутри переживаниями, для которых еще не составлен словарь. Самое время начать читать чужую прозу и стихи, в которых максимально точно высказался общечеловеческий опыт. Читать о ком-то и узнать себя, это ли не неожиданный подарок? Современные молодые люди пишут с жуткими ошибками, как крестьянские дети на заре Советской власти. Мышление многих стало отрывистым, словно недоношенным, и годится только для SMS-ок. Влюбленный же человек, если не найдет достойных слов для своего чувства, если не споет, или не напишет, или не расскажет о нем, боюсь, будет вынужден мычать, кричать и нецензурно выражаться. Избыток чувств заставит. Насущная необходимость – в период влюбленности читать хорошие стихи или прозу. Это вернейший способ избавиться от немоты и начать мыслить и говорить красиво. Не нравится «Онегин», читайте в переводе Саади или в оригинале – Есенина. Но мне мил Пушкин и его роман в стихах. Влюбленность, сказали мы в начале, есть боль, и мука, и вступление души в область опасную и неизвестную. Душа «кого-то ждет», душа «с опасной книгой бродит». Она «блаженство темное зовет» и «пьет волшебный яд желаний». Человеку отныне предстоит не раз обжигаться, обманываться, убегать с обидой, унося на сердце кровоточащие язвы. Такова неизбежность, и если исключения встречаются, то их столь мало, что на общий порядок вещей они почти не влияют.

О профориентации.

Для начала простой пример из жизни. Третьекурсница Наталья учится на культуролога. Она только сейчас поняла, что ее интересует архитектура, что она хотела бы заниматься промышленным дизайном, но перевестись из вуза в вуз нельзя из-за разницы программ. На второе высшее у семьи денег нет, а сама она, молодой специалист, не заработает. Приходится оканчивать вуз, уже сейчас понимая, что образование, на которое уходят годы, неадекватно ее призванию, и в жизни, возможно, не будет востребовано.  Дети не знают толком ни рынка труда, ни самих себя. Часто, на встречах спрашиваю младших школьников, старшеклассников, студентов - «Кем вы хотите стать?». Четко и определенно отвечают процентов десять. Остальные в лучшем случае говорят, где планируют продолжить учебу, или, уже имея какое-то представление о той или иной профессии, утверждают, что будут успешными, надеясь на какую-то удачу. Но для того, чтобы стать успешным, надо иметь в себе определенные задатки. А как понять, к чему у тебя есть склонности? И здесь напрашивается вывод: наши дети очень часто не имеют ни малейшего представления о будущей профессии. Как правило, работа для молодого человека это то, что приносит хорошую зарплату, а значит и комфортную жизнь при минимальном напряжении, самоограничении и понуждении себя как, безусловно, самой свободной и творческой натуры. Вопросы навыков и профессионализма, призвания заканчиваются с получением диплома, который по старинке и есть воплощением адекватности человека в его профессии. Кроме того, вместо простых и понятных профессий на рынке появились тысячи непростых и непонятных, скажем, мерчандайзер, дистрибьютор, логист. Дети о них не знают, и узнать им неоткуда. Система профориентации рухнула — и наши дети оказались перед выбором, который не в состоянии сделать осознанно. Ко всему прочему, тут же наваливается глыба проблем, связанных с экономическим кризисом, системой образования, отсутствием идеологии воспитания и просто банальной ленью и инертностью молодого поколения. Часто, говоря на эту тему с молодежью, спрашиваю их: «Скажите, вот если бы я к сорока годам вдруг захотел бы стать врачом, смог бы я стать им?», - ответ часто утвердительный. Продолжая тему, спрашиваю: «смог бы я стать хорошим врачом?»,- тут мнения, под влиянием ощущения какого-то подвоха, как правило, начинают раздваиваться. Молодые люди в подавляющем большинстве не понимают, что профессия - это не только приобретенный за пять лет диплом о высшем образовании, а это, прежде всего, непреходящий интерес к той отрасли знаний и сфере их применения, который делает человека счастливым и успешным. Ну не сможет мое сознание быть таким же гибким как у семнадцатилетнего, не сможет моя память так усваивать информацию как в пятнадцать, не будет у меня достаточно времени и сил, чтобы всесторонне изучить, пускай даже не очень системно и по- аматорски, ту или иную интересующую меня проблему. Поэтому не смогу стать хорошим доктором и принести пользу другим и себе. Молодой человек как можно раньше должен определить, хотя бы приблизительно, то направление, которое для него интересно, возможен поиск, творческие разочарования и даже кардинальные перемены, но все это на фоне процесса незаметного, кажущегося безрезультатным, становления личности. 

Поэтому, для того чтобы стать хорошим доктором, необходимо уже лет с тринадцати, пускай с ущербом для общения в соцсетях и построения таких «важных» отношений с внешним миром, интересоваться биологией, химией, физикой, в интернете не искать всякую чепуху, не просиживать часами за бессмысленной перепиской, погружаясь в разврат и духовно гибнуть, а искать интересные статьи, информацию и т.д.   В этом процессе безусловно важная роль родителей и школы.       

Для удачного будущего выбора профессии нужно как можно раньше дать ребенку почувствовать вкус настоящего дела: например, перепоручать ему части своей работы под своим контролем. Или подыскивать для него церковные летние лагеря — где будет труд, а не только гульня и безделье. Не специализированные школы, а именно лагеря, где ребенок может попробовать себя в каком-то деле и встретиться со взрослыми, которые им по-настоящему увлечены. Можно было бы, к примеру, предложить школам возить своих учеников в археологические (краеведческие) или биологические экспедиции, в трудовые лагеря при монастырях. Не стоит, правда, путать с этим городские трудовые лагеря с унылой уборкой школы и подклеиванием книг в библиотеке. Главный ключ к успешной профориентации — живой интерес. Его, конечно, можно подстегивать и пробуждать при помощи специальных методик — но лучше выращивать: разнообразием жизни, опыта, занятий. И собственным человеческим примером.

Но даже если ребенок однозначно уверен, что хочет в вуз, промахнуться с выбором очень легко. Консультанты дружно говорят: школьники обычно начинают определяться, когда надо выбирать экзамены для сдачи «ЗНО», и это довольно поздно — лучше начинать задумываться об этом если не с пятого, то хотя бы с восьмого-девятого класса. Но даже если времени почти не осталось, лучше все-таки получить консультацию по профориентации, чем самоопределяться наобум. Консультация — это обычно тестирование и разговор со специалистом. Конечно, тестирование необязательно откроет истину в последней инстанции, но оно позволяет узнать о человеке довольно много; оценивает не только интересы и склонности, но и словарный запас, внимание, эрудицию, логику, эмоциональную стабильность. Знаю случай, когда у мальчика без особых склонностей тестирование обнаружило превосходное пространственное мышление. Парень озадачился, стал заниматься с репетитором…

Как бы то ни было, вопрос о выборе карьеры очень труден, но в случае, если есть ясно выраженное призвание, надо слушаться, прежде всего, этого голоса - это даже практически выгоднее, т.к. выбор карьеры не по призванию, а по соображениям побочным, делает людей всегда работниками второго сорта, не талантливыми и не вдохновленными, а значит и не успешными.

 Хочу предложить вам некоторые важные вопросы и  поделиться тезисными соображениями, которые, надеюсь, помогут молодому человеку.

·      о чем вы сможете написать в своем резюме?

  • попробуйте осмысленно рассказать о вашем прошлом, настоящем и будущем.
  • помните, что неопределенность всегда будет частью процесса принятия вами ответственного решения.
  • нежелание делать выбор - это не что иное, как надежда на существование какого-то способа прожить жизнь, не возлагая на себя никакой ответственности;
  • незнание того, что вы хотите сделать со своей жизнью или отсутствие каких то идей - это защитный механизм против страха перед будущим!
  • у молодого человека очень мало возможностей, чем это представляется или предполагается кем то.
  • 20-30 лет - это самые неопределенные и самые трудные годы жизни.
  • «Фейсбук» только создает видимость жизни, зачастую являясь просто саморекламой внешнего вида наших знакомых, и не отражает их внутренних качеств.
  •  Соцсети - это иллюзия, где жизнь кажется безупречной, а жизнь человека на фоне «Фейсбука» выглядит просто не удавшейся.
  • у каждого человека есть внутренняя потребность «дорасти»  до своего потенциала, мы должны осознавать свой истинный потенциал. Одним из элементов реализации своего потенциала является осознание того, как наши способности и ограничения вписываются в окружающий мир, и по этому поводу мы не должны фантазировать, а быть предельно объективны.
  • необходимо понимать, что быть против чего-то - это легко и просто, но в чем твое «за»?
  • выбрать карьеру или получить хорошую работу - ЭТО НЕ КОНЕЦ, А ТОЛЬКО НАЧАЛО, затем предстоит еще многое узнать и сделать.
  • личностные качества - это не то, что мы сделали, или даже что мы собой представляем, а то, как мы взаимодействуем с окружающим миром.
  • лобная доля головного мозга, отвечающая за опережающее мышление, в двадцать лет находится в стадии формирования, тогда как ищущий удовольствий эмоциональный мозг готов в это время уйти на покой – и это просто наука, которая указывает, что в двадцать лет уставший уже от развлечений молодой человек еще должен трудиться над своими способностями, навыками и умением.
  • мозг дает огромное количество нейронов, и их связи, определяющиеся нашей работой и усердием, будут отвечать за большой риск или возможности – иными словами, наши умственные способности возможно разгонять как процессор, только нужно трудолюбие и усердие.
  • у молодого человека активно работает миндалевидное тело - участок мозга, отвечающий за эмоции – не всегда доверяйте своим чувствам и ощущениям.
  • для того, чтобы быть взрослым человеком, способным мыслить с опережением, необходимо уметь думать и действовать даже в условиях неопределенности.
  • когда молодой человек получает критические замечания по поводу своей компетенции - он испытывает тревогу и гнев, возникает желание действовать, его охватывают негативные эмоции по отношению к окружающим, и он мучительно пытается найти ответ на вопрос «почему?» – нужно попытаться попробовать изменить такую закономерность.
  • у молодого человека нет корней - он как лист на ветру.
  •  уверенность в себе берет верх над неуверенностью только в случае, когда она опирается на опыт.
  • уровень мастерства в значительной степени зависит от времени, потраченного на совершенствование соответствующих навыков. Можно иметь талант от рождения, но нужно потратить много времени, чтобы отшлифовать свое мастерство.
  • в возрасте от двадцати до тридцати лет человек и его личность больше всего готовы к трансформации!!!
  •  активная постановка целей способствует повышению целеустремленности, наши цели показывают, кто мы есть и кем мы будем в будущем.
  • в любом процессе роста и развития есть так называемый критический период. Это определенный период созревания, во время которого при наличии надлежащих внешних стимулов происходит активное формирование и развитие способностей. До этого периода и после него это либо трудно, либо вообще невозможно.
  • не тратьте свою жизнь впустую!!!

 

 

Про  образование.

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придется говорить с Богом  о детях».

В романо-германских языках слово «образование» восходит к латинскому глаголу educere, что означает «пробуждать», так что школа или университет призваны последовательно и целенаправленно пробуждать удивление. Преподаватели и студенты собраны воедино только ради того, чтобы искать истину. Но истина, как писал Платон, невозможна без удивления: «Удивление есть начало философии». Поэтому образовательное учереждение – это высокоорганизованная среда, в которой учат удивляться тварному миру, человеку, призванному быть микрокосмом и посредником между миром  видимым и невидимым, удивляться всему, что может быть постигнуто человеческим разумом или создано нашими руками. Это место, где мы учимся видеть все многообразие и непредсказуемость мира, в котором живем; место, где мы «возводим очи свои к горам», с удивлением открывая для себя необъятность и щедрость мироздания; место, где мы на разные лады произносим: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал ты премудро».  Ибо знание и удивление всегда идут рука об руку. Именно в школе мы постоянно открываем новые «комнаты» во Вселенной и в человеческом сердце – в макрокосме и в микрокосме. Именно здесь мы открываем ведущие в эти «комнаты» двери и приглашаем друг друга войти, чтобы узнать, что внутри. С этим связана еще одна сторона христианского представления об образовании. Школа воспитывает не только удивление и любовь к истине, но и свободу. Истина и удивление неотделимы от свободы. Удивление можно только вызвать, но не вынудить. Задача любого учебного заведения – свидетельствовать о ценности свободы и противостоять всему, что свободу размывает и унижает. Часто студенты спрашивают меня: «Чему вы хотите нас научить? что пытаетесь донести?», я отвечаю: «я пытаюсь сделать все, чтобы вы научились быть свободными».

Так, в общих чертах, выглядит христианское представление об образовании. Сущность школы как места, где учат удивлению, лаконичней и точнее всего выражена в приписываемых Христу словах апокрифического Евангелия от Фомы: «Пусть тот, кто ищет, не перестанет искать, пока не найдет; и когда он найдет, он будет потрясен, и если он будет потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем».  А о школе, как месте, где учат свободе, лучше всего сказано в притче, вошедшей в «Хасидские предания» Мартина Бубера. Равви Шломо спросил: «Какое самое страшное зло может причинить нам дьявол?» И сам же ответил: «Заставить забыть о том, что мы – царские дети».

                                                    

Эпилог.

Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир. Я должен предупредить, что христианство иначе видит место человека. Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир. Или вспомните слова Пастернака о человеческой жизни: «Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье». Радость о Боге и о спасении человека мы носим в наших сердцах — ибо не напрасно сказано Спасителем:  «Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна… Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается»   (Ин.   15,   11:   14.   27). 

И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами апостола: «…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся… мы ничего не имеем, но всех обогащаем. Уста наши открыты к вам, сердце наше расширено» (2 Кор. 6,8 -11).

 С любовью, надеждой и тревогой за вас.

 

Автор: 
Преосвященнейший Боголеп, епископ Александрийский и Светловодский
Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua