098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

 А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий Сколько удивительных ипостасей сокрыто в слове «женщина»: мать, жена, возлюбленная, вдохновительница...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

О неоязычестве.

Давно собирался написать к вам по поводу, казалось бы, безобидных явлений нашей жизни. Совсем недавно в заголовках новостных сообщений, с неким ликованием сообщалось о том, что и в Светловодске и в Александрии, других городах и весях нашего региона широко отмечался праздник «Ивана Купала». Народные гулянья, концерты, полевая кухня, романтические прыжки через костер, плавающие венки, поиск цветков папоротника, разве могут вызвать у современного обывателя негатив, скорее наоборот еще один прекрасный повод отдохнуть, отвлечься от повседневной рутины, «расслабиться». И когда в школе или в институте общаясь с нашими детьми, да еще в присутствии учителей народоведения или истории, начинаешь говорить о суевериях и других проблемах невежественного, темного отношения к жизни, замечаешь удивленные взгляды и неприятие. Что уж говорить о «матерых» защитниках древних обычаев, глубоких знатоках «народной истории» и просто анонимных, но грозных интернет пользователях, ратующих за возвращения к «корням» и вере предков. Последние не упустят  возможности обличить Церковь во всех современных проблемах, выпустив порцию желчных, но абсолютно беспочвенных обвинений. Именно так они очевидно и могут реализовать свою пылкую любовь к вере предков, прячась за «никами» в блогах распуская разные небылицы и сотрясая интернет пространство своими домыслами и выдумками, дурача народ и теша себя приверженностью к истинному знанию. Только вот как-то не совсем уместны их желания слиться с природой, обрести гармонию с духами предков, скинуть оковы порабощения навязанные христианством, с их виртуальной жизнью. Логично отказаться от телефонов, интернета и уйти в леса да степи и там уже стать настоящими последователями декларируемых принципов, поставить себе истуканов да и жить в полной «гармонии»...

В этом году празднуем 1000-летие преставления  Великого князя Владимира, крестителя наших предков, благодаря которому мы все стали народом Божиим, родом избранным, народом святым, принявшим на себя «царственное священство» (ср. 1Петр.2:9–10) служения Единому истинному Богу, Творцу неба и земли.  

В такое знаменательное время будет правильным поговорить об отношение наших современников к вере пращуров. В общем, как вы поняли говорить мы будем о неоязычестве. Это главный и опаснейший враг духовного возрождения нашего народа.

Под неоязычеством следует понимать религию, искусственно создаваемую, как правило, городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью иллюзорного  «возрождения национальной духовности». Фактически же речь идёт не о возрождении, а о конструировании новой  идеологии. Декларируется, что сплочённость национальной общности будет тем прочнее, чем больше она будет основываться на «заветах» предков и  «самобытности». В то же время, выдвигая общенациональные задачи, неоязычество отрицает Православие как непреходящую национальную ценность. Неоязычники утверждают, что переход к христианству повсюду подрывал живительную силу местной «духовности» и ввергал христианизировавшиеся народы в хаос, в кризис, вёл их к порабощению и к упадку. Вот почему неоязычники связывают самые славные страницы истории с дохристианской эпохой т.е. эпохой, которая не оставила почти никаких письменных свидетельств. Именно это и открывает значительный простор для самых изощрённых фантазий, и «изобретений прошлого».  Родноверы — нынешние любители Перуна, Даждьбога, Сварога и других славянских идолов— в сущности мало что о них могут узнать, ибо и сам культ и верования, и ритуал полностью утрачены. Неоязычники не столько восстанавливают, сколько заново сочиняют свой культ. Может быть, это интересно с творческой точки зрения (как писать роман или поэму), но в этом нет ни исторической достоверности, ни подлинной веры, ибо нет культурной и религиозной преемственности.

Действительно странно, что сейчас появляются люди, которые начинают фантазировать про то, какая сильная и мощная вера - язычество, и предпринимают попытки ее возрождать. Но если бы это действительно была сильная вера, то ее не пришлось бы возрождать. С какой бы иной религией оно не сталкивалось на протяжении истории, оно неизменно проигрывала. Именно потому, что наши предки хорошо видели это практическое отличие пути христианского от пути языческого, они и выбрали христианство. Неоязычники любят рассказывать сказки про насильственное крещение Руси, выдумывают некие миллионы язычников, якобы убитых при этом, что совершенно не соответствует научным, историческим фактам

В отличие от наших современников князь Владимир и его единомышленники, с которыми он выбирал и «испытывал» новую веру, прекрасно знали и культ, и веру своих предков. И не вдруг, и не без совета старейших людей земли нашей, выбрали восточное христианство. Знали они от чего отказываются. Возможно, нынешние почитатели Перуна считают, что они знают и любят его больше и им он дороже и ближе, чем князю Владимиру, который много лет приносил ему жертвы, в том числе и человеческие! Или наши любители древности тоже собираются приносить в жертву своим богам христиан, как это сделали «старцы градские» и «бояре» в 983 г. в Киеве, убив варяга Феодора и сына его Иоанна? Или они будут закалывать перед идолами своих новорожденных младенцев, чьи останки найдены археологами на капище реки Збруч в Прикарпатье? А может быть, наконец, поймут, что прыжки через костер в летнюю ночь не так уж и романтичны если определяют слабого юношу или девушку не способных перепрыгнуть через огонь и таким образом принесших жертву. Но нет, кому то так необходимо создать некий новый образ, убелить, реанимировать некогда отмершую религию.

Приведу яркий пример современного мифотворчества неоязычников. Не так давно, некий писатель В.И. Щербаков добился публикации в издательстве «Просвещение» книги, предназначенной для старшеклассников, в которой он развивает свои фантастические идеи о родстве славян с этрусками и фракийцами, об обитании скандинавов в Парфии, о славянах-венедах, якобы живших некогда от Индии до Западной Европы и давших местным народам письменность и государственность. Мало того, в книге в завуалированном виде присутствует и характерная антисемитская версия истории, говорящая о том, что будто бы «ваны-венеды» создали древнейшую государственность в «Ванаане (Ханаане)». В настоящее время все эти идеи вошли уже в «золотой фонд» псевдонаучной историографии, и отдельные авторы легко ссылаются на них как на неопровержимую истину.

Другой пример для нас очень близок, касается Александрийского района Кировоградской области, а именно села Александровка (Ворошиловка). Именно на территории этого села находится неоязыческое капище последователей «Ридновиры». Не безинтерестным будет узнать, что основоположником этого направления стал Лев Силенко, когда-то эмигрировавший из СССР в Канаду. Там он усиленно изучал религии Востока и, прежде всего, индуизм, и, начиная с 1964 г., начал проповедовать в украинских эмигрантских общинах США и Канады учение, которое он называл «украинской родной верой». Тогда же он основал неоязыческую церковь РУНВiра (Рiдна Украiнська Народна Вiра). Силенко скомбинировал свое религиозное учение на основе фрагментов, сохранившихся от славянского язычества, соединив их с наследием индоарийской ведической традиции. Любопытно, что прокламируя восстановление дохристианских верований, Силенко называет свое учение монотеистическим, тем самым порывая с языческой традицией политеизма. Содержание этого учения было впервые изложено им в краткой форме в поэме «Мага Врата» (1969), а в 1979 г. издано полностью в объемистом фолианте «Мага Вира» (Великая вера), представляющем собой скорее историософское, чем религиозное произведение. Шумеров и древних украинцев, наряду с киммерийцами, митаннийцами, касситами, персами, гуттиями, Силенко с гордостью причисляет к «орианам», прямым наследникам трипольской культуры. А в отдельных местах своей книги он безапелляционно отождествляет древних украинцев с трипольцами, и утверждает, что уже в период трипольской культуры земледельцы-украинцы назывались «русью». Автор подчеркивает, что еще за 3500 лет до вторжения персидского царя Дария на земле Орианы (Украины-Руси) уже существовали самостоятельные царства с городами и храмами, а Киев являлся наидревнейшим городом людей белой расы. По словам Силенко, уже в I тыс. до н. э. существовала Украинская (Орианская) империя, которую не мог покорить никто — ни Дарий, ни Александр Македонский, ни римский император Траян. Летописное сказание о призвании варягов автор объявляет выдумкой христианских монахов. Он склонен больше верить фальсифицированной «Влесовой книге», чем историческим источникам. Всеми способами автор пытается доказать, что Украина и украинцы (ориане) имели славную и богатую дохристианскую «ведическую» культуру и историю. Навязав Украине чуждое ей христианство, Византия стремились закабалить украинский народ, превратить украинцев в духовных рабов. Ни одному народу мира христианизация не принесла столько опустошения, как «украинцам (русичам)»: погибли украинская дохристианская литература, украинское мировоззрение, история, сам способ существования. С начала 1980-х гг. неоязыческое учение Силенко начало пробивать себе дорогу и на Украину, где его последователи все чаще апеллировали к «славной» эпохе самобытного язычества и отрицали христианские ценности как чужеродные, а значит и вредоносные. Вот такой простите «винегрет» для здравомыслящего и хоть немного образованного человека, ничего общего с действительностью не имеющий.

Не без интересным, будет вспомнить и нашумевший фильм «Аватар». Вы спросите, а это тут причем? Но, там ведь прослеживается очевидный призыв:  молитесь деревьям, ищите гармонии с природой, осознайте себя частью всеобщей цепи живых существ. Четко прослеживается неоязыческая «духовность» поклонения природе. Туземцы, собравшиеся вместе для «молитвы», и распевающие древние песнопения под кроной Священного Дерева,  воплощают мечту современного «продвинутого» человека, уставшего проводить свою жизнь в офисе, о тех временах, когда люди жили в гармонии с природой — предположительно, до того, как явилось Христианство, и разрушило контакт человека с природными стихиями. Можно даже по заигрывать с наукой — ученые в фильме, вместо того, чтобы разоблачать наивные мифы, напротив, могут показать потоки мистической энергии прямо на мониторах, а мы наивные зрители, соприкасающиеся с природой во время прогулок или, в лучшем случае, отпуска, верим этому мягко сказать художественному вымыслу. 

Язычники действительно поклонялись деревьям; но современным искателям гармонии едва ли понравилось бы такое поклонение. Вот как описывает Джеймс Фрезер в своей знаменитой книге "Золотой Ветви", такое поклонение: "У германцев священные рощи были обычным явлением…О том, насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить по жестокости наказания, которое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева. Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника. Действовал принцип зуб за зуб: жизнь человека за жизнь дерева".

Древние язычники поступали так вовсе не потому, что были садистами — а потому, что со Священными Деревьями шутить нельзя, акт святотатства надо срочно компенсировать, иначе на все племя обрушатся беды. Природа, если и была матерью, то матерью, совершенно чуждой снисхождения и прощения. Каждый следующий день жизни приходилось вырывать с неимоверными усилиями, и несчастный язычник, который пытался задобрить немилостивые природные божества человеческими жертвами, был куда как далек от созданного горожанами образа "благородного дикаря". Живя в отапливаемых домах с водопроводом и канализацией, и приобретая продукты в ближайшем супермаркете, легко вздыхать о "гармонии с природой", которую мы утратили в результате ее "десакрализации". Это никак не отменяет того факта, что наша реальная жизнь на лоне природы была бы "печальной, жалкой и недолгой".

Как правило все историософские рассуждения неоязычников внутренне противоречивы и нескладны. Ну, например, уже упомянутое суждение - христианство воспитывает слабых духом рабов, а язычество героев, служащих своему народу.  Возникает вопрос?  Каким же образом князь Владимир смог крестить Русь? Может быть, на стороне Владимира было подавляющее большинство? Нет, - говорят язычники, - Киев вовсе не был христианским, не говоря уж о провинции. Может быть, княжеская власть была сродни власти египетских Фараонов? Так ведь тоже нет. Свергали киевляне князей, и позиция горожан в острые моменты, как правило, была определяющей. Так какова же причина, по которой маленькая группка малодушных и слабосильных христиан вышли «победителями»? Получается и в Европе эти хитрые христиан одурачили древних язычников франков, вестготов, остготов, вандалов и бургундов, и обратили ко Христу…

Или вот еще, задают нелепый вопрос, к лучшему или к худшем привела христианизация. Очевидно, витийствовать на тему «как оно могло быть, если бы» достаточно просто, ибо за руку никто не поймает, однако факт остается фактом. Все славянские племена, не принявшие христианство (впрочем, не только славянские, но те же пруссы, например) были стерты с лица земли. Западные славяне, принявшие христианство в (поляки с чехами) есть, южные есть, мы есть, а вот полабские и поморские славяне, христианства не принявшие, исчезли, несмотря на всю их храбрость. Ушли в небытие – вот факт.

Сопоставьте плюс к этому еще несколько исторических фактов. Славяне считаются ариями? - Да. Где прародина ариев? - Евразийская степь. Арии были кочевниками-скотоводами? - Да. Но где же оказались первые славянские государственные образования? - В лесной зоне между Карпатами и Окою. Что это значит? Да то, что славяне-язычники были выдавлены из родных степей в леса более сильными евразийскими племенами. И только православные славяне смогли вернуть себе контроль над "Дикой степью" и над землей общей арийской прародины. 

Впрочем, за одно мы можем быть благодарны неоязычникам. За их честность. Они часто и открыто делятся своими мечтами о том, какому геноциду они подвергнут христиан. Открыто пишут о том, какие кровавые жертвы они будут приносить своим старо-новым богам. Благодаря их откровенности снова становится ясно - от чего именно христианство спасло мир. 

"Неоязычники", клянущиеся в любви к нашему  народу, на самом деле этот народ глубоко презирают. Не с народных былин и не колыбельных начали они свой путь к языческим кострищам, а с масонско-оккультной макулатуры (Блаватской, Штейнера, Рерихов и т.п.). Если бы они любили нашу национальную культуру, знали и были воспитаны на ее тысячелетнем предании, то они полюбили бы православие. А они, видите ли, отказывают народу в доверии. Мол, народ предал "веру дедов" и тысячу лет шел не в том направлении. Что ж, господа язычники, извольте понять простую аксиому. Любишь украинский народ? - Так изволь полюбить и то, что этот народ полюбил всем своим сердцем и то, что создавал на протяжении веков. Пойми и полюби то, за что многие поколения этого, как вам кажется заблудившегося народа, клали свои жизни. Ответьте, патриотично ли поступил св. князь Михаил Черниговский, отказавшись пройти через языческий "очищающий огонь" в ставке татарского хана и приняв смерть с именем Христа на устах? 

Любить человека - значит принять и то, что для этого человека дорого и им ценимо. Так и любить народ, значит принять то, что сам этот народ считал своей высшей ценностью. А что именно украинцы считали своей высшей ценностью - было хорошо видно в любом селе: над нищими избами с земляными полами возносила свою главу колокольня с золотым крестом. И это отнюдь не было следствием "притеснения" и "эксплуатации".

Любить свой народ, землю, где ты родился, это значит не вбивать клин в  единство, пытаясь на ее гибели, возвести иллюзорное могучие объединение. Гитлер тоже мечтал о том, чтобы в каждой деревне оккупированной территории была своя секта. Вот цитата из книги В.И. Дашичева "Банкротство стратегии германского фашизма - исторические очерки, документы, материалы" (М., Изд. "Наука", 1973, том I) "ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТЕНОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ГИТЛЕРА. 11.4.1942 г....Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих народное пространство на мелкие единицы..."

Очевидно и то, что главной внутренней причиной неприятия современным человеком христианства и увлечение язычеством является нежелание признать наличие в себе существенных нравственных недостатков, от которых он сам, своими силами, избавиться не может. Языческое сознание и древности, и современности признает существующую человеческую природу самодостаточной, нормой, не нуждающейся в преображении. Христианство же утверждает, что человек в нынешнем его состоянии имеет падшую (испорченную, больную) природу, и предлагает ему божественную помощь в изменении себя к лучшему, предлагает креститься и покаяться (что на греческом языке и означает «измениться»). Для этого человек в начале должен признать себя существом падшим, греховным, увидеть в себе порочные страсти. Сделать это можно, оценив свою жизнь по евангельским нравственным заповедям, сравнив ее с земной жизнью Иисуса Христа, ориентируясь на совершенство Божие, стремиться к которому и призывает Господь. При этом христианство не казнит человека за его пороки, а предлагает исцелиться от них, преобразиться во образ Христов. Тот, кто боится этого, страшится труда по исцелению себя от греха с помощью благодати Божией, не хочет налагать на себя строгие нравственные и телесные ограничения для пресечения действия страстей, кто ленится или просто доволен собой — таким, каков он есть, тот и не хочет быть христианином. А чтобы «быть при вере» в нечто высшее себя, выбирает красивые, ностальгические, ласкающие славянский слух имена: Велес, Стрибог, Чернобог, Рожаницы, Триглав...

В 988 г. в Крещении Руси зародилась наша Православная Церковь, что имело эпохальное значение для всех восточных славян наших предков и многих других народов. По выражению историка Л.Н. Гумилёва, «победа Православия подарила Руси её тысячелетнюю историю». И надеемся, не только историю прошлую, но и будущую. Враг знает нас лучше нас самих. Он знает, что, оторвавшись от Православия мы потеряем и силу, и исторический смысл существования. Поэтому нас будут стараться отвести от веры Семи Вселенских Соборов. И по мере удаления от этой веры, мы будем исторически исчезать.

Мы живем в обществе с разрушенной преемственностью. Долгие десятилетия атеистической диктатуры проходили под лозунгами разрыва с «проклятым прошлым» ради «светлого будущего». Духовная основа поколений искоренялась с неукротимой, яростью. Это страшное время оставило после себя не только разрушенные и оскверненные храмы, не только братские могилы жертв, но и глубокое опустошение в душах людей. Окидывая непредвзятым взглядом прошлое, мы с уверенностью можем сказать, что без Православной Церкви не было бы ни нашего народа, ни государства. А если обратиться взором в наше настоящее и будущее, то становится столь же очевидным, что без Церкви ее и не будет.

Автор: 
Преосвященнейший Боголеп, епископ Александрийский и Светловодский
Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua