098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Сьогодні вся Олександрійська єпархія підносить свої молитви вдячності Богу, за Його милість і щедроти.  Саме 4 грудня народився наш добрий Архіпастирь, наставник і приклад в духовному.    Ваше Преосвященство, щиросердечно вітаємо Вас з Днем...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

Православное язычество.

Начиная с середины июня горожан приглашают отмечать языческий праздник «купалы». В средствах массовой информации лишь упоминают, что православные 7 июля «отмечают» Рождество Иоанна Крестителя, а далее – сплошной «Иван купала», с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Немало людей откликнуться на эти приглашения, многие из них также зайдут и в православные храмы. Откуда эта религиозная всеядность? В первую очередь от незнания. А что же нужно знать?

Если с празднованием рождества Иоанна Крестителя все ясно, о нем подробно говорится в Евангелии от Луки, то с историей празднования «Ивана купалы» нужно разобраться. Купала был одним из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала – праздник ярилы – солнечного божества. Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло». Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». С этим же связан обычай прыгать через костер – это то, что осталось от «жеребьевки». Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер о том, что они изображают потенциальную жертву?). Среди других «обычаев», этого языческого праздника, можно выделить и поиск суженного-ряженного, гадания, огненное очищение, сжигание одежд больных детей и наконец,  откровенные оргии. Последние как правило, считались «жертвой богам». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам. Вот такой он «безобидный», «народный» праздник. В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Понимаю, что светские организаторы празднования «купалы», конечно, не предполагают, для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, адаптируя его под безобидный фольклорный пикник, они закладывают некий  фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к «купале» люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут его воссоздание? Согласитесь, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Также, необходимо признать, что обычного человека, пришедшего на «купалу» просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем – осквернит ум и сердце.

          Беда здесь еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания диавола придать иное значение этому дню могут оскорбить Великого Пророка Иоанна.

Еще один любопытный знак времени – попытка придать христианским праздникам языческий оттенок. На Святках у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению христианские, лишаются своей духовной нагрузки, смысла и содержания и становятся поводом или  к обычным народным гуляниям со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, что еще хуже – к делам оккультным (гаданию и т.п.).

И наконец, самое главное. Современное язычество  характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Оно включает в себя как различные деструктивные культы, так и всех тех людей, в том числе и христиан, которые живут “по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Ибо в каждом человеке живет по природе христианин и язычник. И только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином. В противном случае, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, он может в полном смысле слова оказаться настоящим богопротивным язычником: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21).

Делать вид, что все эти романтические гулянья и ритуалы, безобидны — неумно. Церковь считает, что такая религиозная всеядность, безответственность религиозного поведения — духовно опасна. Христиане первых веков даже понарошку в такие «игры» не играли — за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах. Напомню, что в эпоху гонений не только мученики не верили в реальность всяких купал, перунов, нептунов и юпитеров, но зачастую и их судьи — просвещенные и циничные римские чиновники. Христианам так и предлагалось: притворись, это просто гражданская игра в лояльность цезарю, римскому народу и его богам. Богов этих нет, тебе ничего не грозит. Христиане шли на смерть, но не притворялись и не играли.

Православные! Дорогие моему сердцу братья и сестры! Хочу напомнить, что необходимо возрождать и поддерживать только те традиции нашего народа, которые по своей сути не понуждают человека отречься от Христа. Пока мы этого не поймем - нас ждет лишь только страдания.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

 

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua