098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский, является небесным покровителем и Александрийского края

     25 февраля православная Русь почитает память святителя Мелетия, архиепископа Харьковского в день тезоименитства святого. К сожалению мало пока кому известно, что святитель Мелетий является небесным покровителем и нашего края…

     Родился святитель 6 ноября 1784 г. в семье купца Ивана Леонтовича в селе Старые Санжары Полтавской губернии. При крещении получил имя Михаил, в честь Божия Архистратига.

    В описании истории посада Новой Праги (Петриковка) Александрийского уезда первый краевед нашего края – Василий Николаевич Никифоров, на основе архивных документов,  еще в начале ХХ века приводит малоизвестные факты из жизни святителя Мелетия: «В это время в Петриковке проживало семейство, которое приобрело историческую известность. Так по Исповедной росписи Свято-Николаевской церкви за 1788г. между мещанами показаны Иван Леонтович 37 лет, жена его Анастасия Ивановна (рожденная Станиславская) 28 лет; дети их: Марина 7 лет, Кирилл 5 лет, Михаил 3 лет, Анна 2 лет. Служители их Гавриил Романов 22 лет, Кирилл 14 лет, Андрей 12 лет, Ефросиния 35 лет, Феодосия 18 лет. Указанному выше сыну Ивана Леонтовича, Михаилу, суждено было впоследствии, по достижении возраста, получить высокое звание святителя Российской церкви. По окончании курса в Петербургской духовной академии и по принятии монашества с именем Мелетия, он в разных местах был инспектором и ректором семинарий и академий. Из ректора Киевской академии он посвящен был во епископа Чигиринского, затем занимал в звании архиепископа кафедры в Перми, Иркутске и Харькове, где и почил 29 февраля 1840 года. В современном некрологе сказано, что все христианские добродетели украшали сего мужа, он был точное подобие архиереев первобытной церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота отличали Мелетия. Он оставил по себе неутешную сестру Анну, жену ослепшего священника Петра Лесневскаго, несколько книг и около 10 рублей наличности. У гроба его ежедневно отправляются и по несколько раз заказчиками и целыми группами богомольцев панихиды. Народ верит в нетление его мощей».

Ольга Божко

 

А. Демьянок.

Святитель Мелетий Харьковский, предвечного Слова усердный благовестник

 

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский

Уроженец Полтавской земли, получивший духовное образование в Екатеринославе (ныне (Днепропетровске) и Санкт-Петербурге, учительствовавший в Северной столице и Киеве, Пскове и Могилеве, просвещавший Сибирь и Дальний Восток, святитель Мелетий стал одним из трех возлюбленных православным народом «харьковских» святых, наряду со святым Афанасием (Сидящим), Патриархом Цареградским, Лубенским Чудотворцем, а также священномучеником Александром, архиепископом Харьковским.

В Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, где покоятся мощи святителя Мелетия, в день его памяти проходит Божественная литургия, которую обычно возглавляет сам митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. В это день Свято-Благовещенский собор всегда наполнен верующими, которые, повинуясь духовному призыву, приходят засвидетельствовать свою любовь к святому Мелетию и в молитвенном обращении испросить мира и благоденствия Харьковскому краю. После Божественной литургии у раки с мощами святителя Мелетия служится праздничный молебен.

Много рассказов живет в Харькове о кротости и бескорыстии, нестяжательности и сострадательности, милостивости и смирении святителя Мелетия, о его даре прозорливости, исцелений и чудотворений, проявлявшихся у него при жизни и ныне изливаемых от него из горнего мира.

Рассказывают, что однажды к святителю Мелетию, когда он давал крест для целования после богослужения, приступила женщина, страдавшая тяжелой формой падучей болезни. Схватив его за правую руку, она стала неистово кричать и биться. Все испугались и отпрянули в сторону. Но святитель был спокоен. Он благословил ее и велел отвести в сторону и посадить. Женщина сразу уснула. Проснулась она уже совсем здоровой и навсегда освободилась от болезни. Во время поездки по епархии святитель в селе Алешне зашел к благочинному и спросил его, как он поживает. Благочинный ответил: «Все хорошо, только не имею сына, дочери все родятся». Святитель сказал на это: «Молитесь Богу, будет и сын». Через год действительно у благочинного родился сын и был назван Мелетием в честь святителя. Впоследствии он стал священником.

Основатель Харьковского Императорского университета Василий Назарович Каразин писал: «Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная с доброжелательством каждому, а в особенности его подчиненным, отличали Преосвященного Мелетия. … Образованный ум без всякого тщеславия и излишней утонченности, которая иногда свойственна проповедникам нашего века, украшали его. Словом, это был пастыреначальник, описываемый святым апостолом. Он оставил по себе неутешную сестру (супругу одного ослепшего иерея), несколько книг и около десяти рублей наличности»…

* * *

Родился святитель 6 ноября 1784 г. в семье купца Ивана Леонтовича в селе Старые Санжары Полтавской губернии. При крещении получил имя Михаил, в честь Божия Архистратига. Но путь его был написан ему на роду — дед и дядя Михаила были священнослужителями.

Став одним из лучших выпускников Екатеринославской духовной семинарии, Михаил был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 г., после ее окончания (со степенью магистра богословия), он остался в ней преподавать греческий язык. Далее в жизни Михаила начинается период учительствования. В 1817 г. он был переведен в Киевскую духовную семинарию, а в 1819 г. стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии.

Михаил Леонтович был пострижен в монахи 11 февраля 1820 г., накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского. 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С 1821 г. архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 г. — Псковской, а с 1824 г. — снова Могилевской семинарии.

Миссию учителя Мелетий нес на протяжении всей жизни в разных ипостасях: от преподавательской деятельности в семинариях до окормления паствы в разных уделах Русского мира. А научить, как известно, можно только собственным примером. И все, кто встречал святителя Мелетия на своем пути, видели в нем удивительный пример для подражания — образчик кротости и смирения. Он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

Один из его учеников вспоминает: «Владея чистым, мягким и выразительным голосом, отец ректор, при отличном знании своих предметов и умении излагать их живо устною речью, вполне овладел вниманием учеников и скоро заставил воспитанников полюбить свои уроки. Никому не было скучно сидеть в классе во время уроков отца ректора. В классе воспитанники держали себя тихо и скромно из полного уважения к отцу ректору и по вниманию к его прекрасным объяснениям, чем в то время никто из преподавателей не мог похвалиться. Ученические занятия пошли живее и гораздо успешнее. Даже посредственные и слабые из воспитанников высшего отделения начали охотно учиться и хорошо отвечать в классе».

21 октября 1824 г. в жизни святителя начался новый этап: он был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах.

21 апреля 1828 г. святитель Мелетий был переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим их святителем.

18 июня 1831 г. преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного.

Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана.

Митрополит Нестор (Анисимов) /с 1958 по 1962г возглавлявший Кировоградско-Николаевскую кафедру/ в своей книге «Православие в Сибири» (СПб, 1910) повествовал: «Архипастырь Мелетий — миссионер по призванию и аскет в личной жизни — известен своим знаменитым в свое время «Ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам. Благодаря Архиепископу Мелетию Святейший Синод учредил три миссионерских стана — в Селенгинске, Кулях и Укре»…

Наряду с административной и педагогической заботой святитель Мелетий находил время и силы для пастырских поездок по обширной Иркутской епархии. Протоиерей Гнедич рассказывает, что святитель Мелетий «был в Якутске, у прибрежных жителей Охотского и Ледовитого морей и у американцев. От Уральских гор изволил путешествовать до Восточного океана к племенам ламайских поклонников, последователей Магомета. Преосвященный Мелетий с кротостью наставлял, убеждал и объяснял Евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам и островитянам — курильским и алеутским жителям, также и обитателям Иркутской епархии, наконец, и в углубленной Азии».

Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 г. он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоявшим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

6 (19) декабря 1839 г., в день памяти святителя Николая, несмотря на тяжелую болезнь, святитель Мелетий совершил последнюю в этой жизни литургию. В тот день была сильная метель, мороз, и многие дома были занесены снегом до самых крыш. Экипаж не мог проехать, и святитель, ведомый под руки, пешком добирался до храма. Страдавший и до этого простудой он теперь совершенно занемог. Но, несмотря на тяжкие страдания, святитель и на смертном одре занимался епархиальными делами. По-прежнему лицо и взгляд его излучали благость и приветливость.

В ночь на 29 февраля 1840 г., после принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши...», святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу.

Сохранилось его назидание новопостриженному иноку: «Иноческая жизнь — второе рождение. Будь младенец не умом, но незлобием и кротостью, а подвижник Христов — весь во Христе. Ум, чувства, правила — все Христово. Безмолвие — его услаждение, молитва — духовное созерцание, слово Божие — пища его души. Сладчайшая беседа — с Богом. Храм — единственное прибежище. Ограда обители — предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует. Его мир — вечность. Там его сокровище, там и его сердце. С живущими на земле единственная связь — теплая и усердная о них молитва».

Вручая тому же иноку свои четки, святитель сказал ему: «Вот тебе еще другой духовный меч. На сих четках видишь зерна белые и черные. Так и в твоей жизни будут дни белые и черные — радостные и горестные. В радости — не возносись, в горести — не унывай. Как подвижник Христов — на все будь готов. За все благодари Бога».

21 февраля 1978 г. святитель Мелетий был причислен к лику святых, «в земле Российстей просиявших».

В Свято-Благовещенском соборе Харькова по средам вечера (исключая канун двунадесятых и великих праздников) у гробницы с мощами Святителя Мелетия постоянно совершается чтение акафиста Святителю всем соборным духовенством, часто с участием правящего архиерея, для участия в котором верующие харьковчане спешат с большим благоговением и любовью.

В Тропаре Мелетия, архиепископа Харьковского поется:

«Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси, от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, иерархов славо и преподобных похвале, Предвечнаго Слова усердный благовестниче, сирых и неимущих крове и прибежище. Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш, святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим».

 Источник: http://odnarodyna.ru/articles/14/1086.html

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua