098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Преосвященнейшего Боголепа,
епископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Управління Олександрійської єпархії Української Православної Церкви, ЄДРПОУ 35615671, р/р 2600130117920, ТВБВ №10010/0149, філії Кіровоградське обласне управління АТ "Ощадбанк" МФО 323475. (Рішення ДПІ в м.Олександрії №4 від 25.03.2008 р. про включення до Реєстру неприбуткових організацій).

Священномученик Николай Искровский

     Определение Священного Синода

В заседании Священного Синода 17 июля 2001 года под представительством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о пастырском служении и мученической кончине Священнопротоиерея Николая (убиенного 2 октября 1919 года) клирика Кировоградской (Елисаветградской) епархии, на предмет его канонизации в лике священномучеников для общецерковного почитания.

ПОСТАНОВИЛИ: Прославить протоиерея Николая (+ 1919г.) в лике священномучеников.

1. Чесные его останки считать святыми мощами.

2. Службу священномученику Николаю Искровскому составить особую.

3. Память священномученику Николаю Искровскому праздновать в день его мученической кончины 2 октября.

4. Писать новопрославленному святому чесную его икону для поклонения и чествования, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.

5. Тропарь - глас 1 Священномученику Николаю Искровскому

В житии твоем добре подвизался еси, во страдании твоем непоколебим в Вере пребыв, незлобиво мученическую смерть приял еси, священномучениче Николо Искровский, моли о нас Господа Спаса, мир мирови даровати и душам нашим велию милость.

Алексий II

Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси,

Члены Освященного Синода

 

Жизнеописание священномученика Николая Искровского

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинает возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу.

Тропарь и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдание, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого. Его труды и факт исповедничества вполне сравнимы с несением Креста Господом нашим Иисусом Христом, его путь к Царствию Небесному поистине есть шествие тесными вратами. Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши - селе Ис-кровка - воссияет Небесный Свет человеком. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.

История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так. волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца диакон Николай из Исааки-евского собора г. Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала - десять. А о. Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут-то она и ответила - десять,

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги» велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям-одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Бо-жией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов все претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на ее вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, якобы тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.

Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, память об о. Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят...»

Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека-шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме теплые слова благодарности священномученику.

17 сентября 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая. Сегодня они почивают в стеклянной гробнице Кресто-Воздвиженского храма с. Искровка. Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

По материалам воспоминаний родственников и людей,

лично знавших батюшку,

рассказам местных жителей

жизнеописание составил

иерей Георгий Ханов

(Свято-Духовская церковь)

 

ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА

Переписано из записанных воспоминаний Мачкур Анны Васильевны

Церковь в Искровке построилась в 1905 году на деньги царя Николая II. К нему поехали два человека просить землю под церковь, потому что пан по имени Виктор не хотел ее дать даром. Тогда царь спросил, за какие деньги будут строить. Они сказали, что будут по людям ходить-просить на строительство храма. Царь спросил, где возле их села есть ближайшая станция, туда мол будет приходить кирпич, вы будете перевозить, а вам будут за это платить. И пришёл в эту церковь священник Николай, которого люди при жизни назвали святым. Он помогал людям: бесноватых «вычитывал», лечил больных людей и скот. Старые люди говорили, что к нему приезжали из Тулы. У него была послушница Ефросиния. Раба Божия Феона рассказывала, что эта послушница приходила в храм первой, а уходила последней. Один раз пришла утром и услышала, как о.Николай с кем-то разговаривал и последние слова были: «Для тебя Господи всё готов претерпеть». Когда батюшка вышел из алтаря, она спросила, с кем он разговаривал. Он ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить». Батюшка знал, какая власть прийдет и людей предупреждал, что это будет безбожная власть. А люди были разные, нашлись такие, что предали батюшку. В тот вечер прилетел отряд красных. Батюшка людей отпустил домой, а сам вылез на колокольню. Но староста сказал где батюшка. Красные его стянули, вывели на кладбище и расстреляли. Шли мимо две женщины с поля и прикопали его, а ночью пришли еще с одним мужчиной и перехоронили на другом месте. Через год (в 1920 г.) приехало много священников, сделали гроб и перехоронили возле храма. Это говорила очевидица Головата Феона (она умерла в 1982 году, когда ей было 96 лет), которая утверждает, что тело о.Николая было нетленное, такое, будто его сегодня убили.

Записано со слов Зуенка Петра Матвеевича

Отец мой, Зуенко Матвей Семёнович, был старостой 15 лет при о.Василии Гресе.

После убийства о.Николая служил священник Голоборотько (вроде Владимир).

Затем о. Симеон из Анновки где-то до 1941-1942 гг.

Потом о. Василий Грес. Он похоронен в Искровке.

Потом о. Леонид (служил не долго).

Потом о. Стефаний. Он вёл порочную жизнь (пил и курил). Он и закрыл храм. Люди говорили, что по званию он был полковник, и закрыл уже не первый храм.

Отца Николая выдал староста Коваль. Его сын был коммунист и его арестовали кадеты. Коваль обвинял во всём о. Николая. При жизни к о. Николаю приезжало очень много людей. На поповской земле (блукве - так называли этот участок) был источник, там он вычитывал и лечил людей.

Пономарём при о.Николае был Савенко. Из истории строительства храма помнит, что отец рассказывал, как люди отправили несколько человек к царю Николаю. Царь за свои деньги присылал на станцию Рядовая стройматериалы и строителей. Только приезжие люди помогали в строительстве.

Приходько Зиновий Фёдорович (с 1907г) был старостой (по принуждению) при о.Стефание, когда закрывали храм. Об о.Николае помнит, что к нему приезжало очень много людей, и тот всегда всё знал, кто с чем к нему приехал.

Храм при о. Николае был назван в честь мученика Виктора. Пан Виктор сначала не хотел давать землю и сильно заболел, а когда царь Николай дал стройматериалы, то пан Виктор пообещал, что если выздоровеет, то даст самый лучший участок и будет помогать строить. Так всё и случилось. Он выздоровел и помогал строить.

ОБ ОТЦЕ НИКОЛАЕ

Записано со слов Григоровской Валентины Кирилловны.

Ей рассказывала свекровь, Григоровская Анна Васильевна, что отец Николай был весёлым и часто обличал грех с юмором. Он их вычитывал на своём источнике летом, когда было тепло, а зимой вычитывал в храме. К нему часто приезжало много людей, у которых были жизненные трудности. Отца Николая еще при жизни называли святым. Свекор, Григоровский Сидор Давидович (пел в церковном хоре), помнит историю, как батюшка на свадьбе обличил бедного жениха и богатую невесту (она была ещё и слабоумная). Дома невесту учили, что если батюшка спросит, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала - десять. А о.Николай спросил, сколько ей лет, а она ответила - десять.

Из рассказа одного мужчины, которому эту историю рассказал его дедушка. Имени этого мужчины я не запомнил. У его дедушки дочка украла 5 рублей (ей было 7-8 лет) и положила в сарае под дровами. Дед её долго выспрашивал, но она так и не призналась, и он сказал, что завтра утром будет идти отец Николай (он каждое утро ходил на источник через их огород), и он ему всё расскажет. Утром батюшка шёл на источник, а девочка сидела на пороге дома. Батюшка погладил по голове девочку и сказал точное место, где лежат деньги. Велел вернуть их отцу. Он добавил: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги».

Из воспоминаний Мачкур Анны Васильевны

У одного мужчины украли коней и он обратился к батюшке за помощью. Батюшка посоветовал взять жандарма, ехать до Пятихаток и возле посадки звать коней. Там он их и нашёл. Из рассказа Таран Марии Максимовны и регента Искровского храма Степановной, о.Николай был жизнерадостный, любил шутки и прибаутки. Он своей матушке Анне говорил : «Не тужи матушка. Меня убьют и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником и у тебя будет большая семья». Матушка скрывалась под двумя фамилиями и в годы репрессий в 1937 году её вроде бы расстреляли. Внуки так и не знают свою настоящую фамилию, и где похоронена бабушка Анна.

 

ОБ УБИЙСТВЕ ОТЦА НИКОЛАЯ

Со слов Григоровской Валентины Кирилловны.

Где-то в 1995-1996 годах к нам в храм приехала бабушка (имени я не помню) и рассказывала историю, как незадолго до убийства (где-то за 2 месяца) к ним приехал о. Николай. Ей в то время было 14 лет. Батюшка был в хороших отношениях с её отцом (заехал к ним с какого-то собрания, когда лил дождь). Они в то время жили в Богдановке под Петрово. И точно помнит, как за ужином о. Николай сказал, что его должны скоро убить.

Так же предсказывал отцу всю его дальнейшую жизнь, а именно: что его раскулачат, он будет сидеть несколько раз в тюрьме, но умрёт своей смертью дома, на свободе. Так же ясно помнит его последние слова: «Кто будет молиться и просить помощи (у отца Николая}, то Господь будет посылать помощь. Я (отец Николай} буду помогать, как помогал живой».

Записано со слов Марциновской Марии Дмитриевны.

Ей было 12 лет, когда убили отца Николая. У батюшки было два сына: Дмитрий, а имени второго не помнит. Очень часто повторяет, что о. Николай не из простых, а из новых Апостолов, что при жизни батюшку называли святым. Вспоминает случай, когда пришли к нему женщины из села Варваровки, бесноватые (или крикухи) кричали батюшке: «Спаситель, спаси нас!». Отец Николай часто говорил, что его скоро должны убить. Выдал о. Николая дед Коваль.

В 1953 году хоронил ее отца, Марциновского Димитрия, священник Стефан. Этот священник и закрыл храм вскоре после похорон отца.

Марциновская М.Д. рассказывала: «... что батюшку застрелили при входе на кладбище. Люди шли с поля и прикидали тело о.Николая ветками, листьями и травой, так как было очень много мух.» Через несколько дней какой-то мужчина и две женщины быстро выкопали яму на другом месте и закопали тело без гроба.

Где-то через год приехало очень много священников и перехоронили о. Николая возле храма. При этом мощи нисколько не изменились, и от них исходило церковное благовоние.

Из воспоминаний Клименко Марии Николаевны.

Я, Клименко Мария Николаевна, жительница г. Кривого Рога, рассказываю о том, что я слышала от своих родителей об отце Николае Искровском.

В 1918 году мои родители жили в селе Лозоватка, Криворожского района, Днепропетровской области. В то время моей маме было 20 лет. Она услышала, что в Искровке священник Николай исцеляет больных людей и начала со своими подругами ходить на Божественные литургии в Искровский храм и слушать проповеди отца Николая. Много людей шло в храм с ближних сел.

Однажды моя мама пришла на службу в Искровский храм. Зашла во двор храма, смотрит, собралось много людей, а одна женщина лежит на земле и ее сильно бьет о землю (чёрная болезнь). Побежали к священнику. Отец Николай быстро подходит к мужчинам, потом прямо к ее мужу, да и спрашивает: «Зачем же ты ругал ее ночью? Ты же назвал ее сатаною, вот он и вошел в нее!». А ее муж говорит священнику Николаю: «Отец, так оно и было, помогите нам!». Священник Николай говорит: «Никогда не ругайтесь между собой от 12 до 3-х часов ночи!» Потом священник Николай прочел над ней Евангелие и она поднялась. Говорит: «Благодарю, отец Николай, я уже здорова.»

Второй раз моя мама видела, как священник Николай исцелял мужчину, имя его -Тимофей. Прочитал над ним Евангелие и он поднялся. Говорит: «Отец Николай, я уже здоров. Я от Вас никуда не уйду, хочу жить возле Вас!». Отец Николай отвечает: «Ты же сапожник, а у Анны и Евдокии малые дети (у Анны двое, а у Евдокии - один сын), да 5 десятин земли: попробуй обработать 5 десятин и прокормить 5 человек». Тимофей поблагодарил отца Николая, согласился обрабатывать землю и кормить 5 человек. Так и остался жить у отца Николая.

Рассказывала мама, что в 1914 году была война с австрийцами, а наша родственница Дария — сестра моего деда - готовила обеды возле Искровской церкви, по воскресеньям для приезжих людей. Её муж Афанасий был на войне. Дария спрашивает отца Николая: «Жив ли Афанасий, прийдет ли мой Афанасий домой?». А отец Николай говорит: «Смотрите, как будет много народа идти с Запада, так твой Афанасий прийдет!». Пришел Афанасий домой, советуется с отцом Николаем: «Я хочу поехать на рудник, поступить на работу и там жить!». А отец Николай говорит Афанасию: «Поздно чадо!». В скором времени Афанасий умер.

На Новый 1918 год священник Николай служил в Николаевской церкви в селе Лозоватка. В церкви была моя мама и слышала проповедь отца Николая. Он сказал: «Священник, который сейчас служит в вашей церкви, сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. От Покровской же церкви, которая стоит в 4-м квартале центра Лозоватки, не останется и следа. Люди не будут знать, где она и была». К Пасхе священник Николаевской церкви умер, а церковь стоит до настоящего времени нерушима.

Расскажу я Вам, как убивали священника Николая махновцы. Ночевал он последнюю ночь у одних людей и сказал: «Сегодня я у вас, наверное, ночую последнюю ночь. Но, кто будет молиться и поминать, того я вымолю из ада и его сродников до 5-го колена». В этот день, 2 октября 1919 года, его убили махновцы. Наехало их очень много. Три махновца пришли в храм, вывели батюшку из храма, издевались над ним, как только хотели, - это видели искряне. Потом привели его к кладбищу. Один из махновцев выстрелил батюшке в грудь, пролилась кровь.

Павел, который убил отца Николая, жил на руднике Фрунзе возле депо; долго болел. Его жена пригласила Евдокию, которая постоянно ходила в Николаевскую церковь и которая была на руднике «Октябрь» в Кривом Роге. Эту Евдокию приглашали к больным. Она помолится, и больной или больная выздоравливают. Евдокия удивилась, что Павел такой высохший, одна шкура да кости. Только и того, что живой. Спрашивает его: «Брат, какой же ты грех сделал, что до сих пор не умер и не выздоравливаешь?» Он рассказал ей о том, как он убивал и как от его руки умер священник Николай Искровский. Говорит Евдокия жене Павла: «Привези священника, чтобы он его причастил, маслособоровал, тогда он умрет или выздоровеет». Жена привезла священника, сделали обряд, вскоре Павел умер.

Священник Николай выкопал источник и сказал: «Нигде вокруг не будет такой воды, а этот источник неиссякаемый!».

Воспоминания внучки Николая Искровского Уары.

Я, внучка отца Николая Искровского, Уара, 1942 года рождения. С 1945 года по настоящее время проживаю в г. Кривом Роге. Дедушку знаю только по фотографиям и рассказам отца, мамы, тётей и многих других верующих людей, которые знали дедушку, бабушку, папу. Все они покойные.

Приезжали к нам разные люди. Почему приезжали, нам было мало понятно. Мы смотрели на них по-детски, видели их доброту. Монахиня Марфа, очень добрая бабушка, привозила нам гостинцы «от дедушки» и называла нас «божьими детьми».

В 1947 году папу репрессировали, нас у мамы осталось пятеро детей. Люди нас не забывали, благодаря памяти о дедушке, бабушке, папе. Приходили, приезжали, очень помогали нам выжить. Мама особенно не распространялась о родственных отношениях, даже о папе не говорила, почему он в тюрьме. Выдумала какую-то небылицу, что папу посадили в тюрьму лишь потому, что он ударил по лицу какого-то еврея, который якобы обманул его, продал испорченные фотоматериалы (папа, до заключения, занимался фотографированием, снимал объекты разрушенных шахт и т. д., за что ему был выделен земельный участок под строительство дома, где мы и прожили около 40 лет).

Мы долго не знали, что мы дети «врага народа». Только тогда стали понимать, когда нас принимали в пионеры и комсомольцы. Смеялись над нами, что мы богомольцы. Мама пела в церковном хоре, а церковь находилась рядом со школой. Учителя и дети видели, как мы посещали церковь. Старший брат Валентин прислуживал возле Кировоградского владыки Иннокентия 6 лет, жил у него, а после возвращения отца из тюрьмы учился в Киевской духовной семинарии, пока её не закрыли.

Мама иногда ездила в Искровку или ходила туда пешком с группой людей. Возила и нас, но с тем условием, чтобы мы молчали о том, что мы внуки о.Николая. На могиле мы качались. Мама говорила, чтобы спины не болели. Ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми, крепкими и т. д. Да не только это делали мы, но и другие дети, взрослые.

Мама никогда не говорила о том, что она невестка о.Николая, всё было в тайне. Знали только те люди, которые действительно были верующими и знали дедушку и бабушку. После закрытия храма мы стали часто ездить к могиле дедушки, больше стали расспрашивать о дедушке и бабушке.

9 мая 1955 года вернулся с тюремного заключения наш папа. Этой радости не передать. Иногда он рассказывал о дедушке, бабушке, о себе… Рассказывал, что дедушка был высокий, подтянутый, кудрявый... Всегда ходил с улыбкой, любил пошутить. Ходил всегда в скромном подряснике. Роскошных одеяний не любил. Был простым священником. Служил диаконом в Кронштадте, возле отца Иоанна Кронштадтского, закончил Духовную академию в Санкт-Петербурге.

Иоанн Кронштадтский направил дедушку на Украину, в самую глушь — Искровку, построить там церковь, служить Богу и лечить людей. «Там будет множество народа, а в дальнейшем будет...»

Для строительства храма возили кирпич с Оренбурга. Кафельная плитка до сих пор в нормальном состоянии (на обороте кафельной плитки стоит Царская эмблема). Материалы очень крепкие, выдержали такие испытания.

Неоднократно папа рассказывал, что царь Николай II переодевался в простую одежду и тайно являлся людям. Приезжал царь и к дедушке. Папа был мальчиком, видел царя, рассказывал, что он очень добр. До рассвета в поле, возле костра, царь и другие люди беседовали с дедушкой.

Со всех концов приходили и приезжали люди. Множество народа приезжало с России. Дедушка, именем Господа, изгонял бесов, лечил людей. Люди приезжали не только получить исцеление, но и увидеть батюшку, услышать слово, или поработать для храма.

Семья Крижановских из с. Рыбчино, Кировоградской области, всегда шла пешком ночью, чтобы на рассвете, до службы, чем-то помочь батюшке. Семья Крижановских была очень верующая, трудолюбивая. У них было 12 детей. Одна из дочерей - Лидия, моя мама. Дедушка Гавриил - псаломщик, дядя Феоктист прислуживал или был диаконом возле отца Николая (точно не помню).

Дедушка часто говорил людям, что наступит очень тяжёлое время и его скоро убьют, называл день и время.

Подошло то время, дедушка стал торопить бабушку поскорей уезжать. Бабушка медлила с отъездом, пока, наконец, дедушка, со всей строгостью не приказал ей уехать с папой.

Когда пришёл тот день, некоторые искровские люди наблюдали за событиями этого дня. Некоторые неверы говорили, что скоро и день пройдёт, а попа всё не убивают. Это рассказывал не только папа, а многие другие люди.

Во второй половине дня приехала конница, дедушка был на колокольне. Стягивая по ступенькам с колокольни, бандиты били дедушку, тащили за волосы, а перед кладбищем расстреляли.

Нам рассказывал папа и другие люди, что дедушку убили махновцы. Возможно это и так, а может быть снова скрывали от нас истину, потому что и в наше время взрывали церкви, уничтожали всё святое на земле, а в Кривом Роге, мне кажется, особенно. Везде весели плакаты: «Религия - опиум для народа» и т. д.

Далее рассказывали, что от Махно Н.И. поступил приказ «не убивать этого попа , что он не такой, как другие», но было уже поздно... Об этом приказе рассказывал один из махновцев.

Я прочитала в журнале «Московской патриархии» (№6, 1993г., стр.102) о действиях Махно Н.И. Действительно можно поверить, что его банда убила дедушку. Он трижды заключал соглашения с Красной Армией, которые вскоре нарушал.

Многие говорили, что дедушку убили коммунисты.

Из рассказов отца помню, что дедушку похоронили возле храма. Приехала бабушка, собралось много священников и похоронили его возле храма, где и в настоящее время он покоится.

Потом снова его ночью кто-то откопал, забрали золотой Крест, Евангелие с позолоченными обломками. Ещё раз похоронили дедушку, подрывая могилу в сторону, не помню, в правую или левую. Гроб заложили так, что если еще кто-то посмеет вырывать, то могила останется пустой.

И так дедушку хоронили трижды, как он и говорил.

Однажды, в Пасхальные дни, почти вся наша семья и некоторые другие люди поехали в Искровку, - это примерно в 1967 году. Нас тогда уже было у мамы и папы восемь детей: Валентин, Ангелина, Уара (я), Виталий, Анна, Лидия, Дмитрий, Клавдия - большая семья. Папа редко навещал могилу.

Расположились возле могилы. Ярко светило солнце. Всем было очень радостно, тем более, что с нами был папа. Папа начал говорить: «Вот видите, дети, это ваш дедушка эту церковь построил в честь святого Виктора и т. д.

В то время церковь не совсем разрушилась. Там был склад, были какие-то механизмы и др. Было очень больно смотреть, что такая красота гибла.

Папа говорил, что раньше здесь было множество народа, и что скоро наступит такое время, когда будут возрождать церкви, монастыри... «А ты, Уара, будешь принимать большое участие в ремонте этой церкви», Я улыбнулась, приняла это в шутку. Но это была не шутка.

Прошло более 20 лет, а после смерти папы 18 лет, как сбылись эти папины слова. Действительно, мне пришлось многое сделать для ремонта церкви и дома священника.

Пошли на кладбище. Он показал то место, где расстреляли дедушку, показал рельс. «Запомните это место, - этим рельсом люди обозначили место временного захоронения дедушки, а потом на этом месте поставили крест. Второй крест был поставлен рядом, в знак тройного захоронения. Третий крест на кладбище не имеет отношения к смерти дедушки. Это люди поставили крест, где были похоронены дети, умершие от голода в 1933 г.». Когда шли домой, папа всех остановил, показал место; где будет проходить железная дорога, где будет построен мост. Сказал: «Здесь будут проходить тяжеловесные грузы...»

Прошло много времени, построилась железная дорога, мост, и в настоящее время по нему движутся большегрузные вагоны с железной рудой из Петровского карьера. Перед Пасхальными днями мы приезжали убирать могилу и покрасить кресты. В основном, могилу убирали люди, которые знали дедушку. Однажды я застала на могиле одну бабушку, которая убирала могилу. Она сказала: «Пока я жива, вы не беспокойтесь за могилу. Я знала вашего дедушку, ещё девочкой пела в церковном хоре. Нас было несколько таких, мы по очереди следили за могилкой, но теперь осталась я одна в Искровке. А потом, не знаю, кто будет убирать...». Я знала о том, что ни один приезд в Искровку без чудес, или чего-то необыкновенного, не обходился.

В доме напротив церкви жили люди (они уже покойные), у которых я иногда оставляла вещи, когда приезжала, ребёнка маленького, просила их следить за могилой и сообщать о каких-либо переменах. Хозяин этого дома -сын сторожа храма, который сторожил церковь ещё при дедушке. Сам хозяин в то время был мальчиком, но помнил многое. Он рассказывал, что и он видел события в тот день, когда убили дедушку. А ночью там, где лежало тело дедушки, было так светло, так звёздно. Было очень тревожно. Люди говорили, что с неба падали звёзды на это место, всё сверкало.

Много различных воспоминаний о дедушке, бабушке и папе рассказывала Савенко (имя сё я забыла), которую я очень хорошо помню.

Её племянник, Савенко Николай Иванович, был офицер советской армии. Очень любил папу, нашу семью. Он опекал нас всех. Знал бабушку Анну. Бабушка Анна частенько бывала у них в гостях. Часто вспоминал, как бабушка зашла к ним домой на Троицу и предсказала ему дальнейшую его жизнь. А папа говорил ему о его смерти. Николай Иванович особо не предавал этому значения. Но в день папиной смерти, - это было сказано при мне (Савенко было тогда 50 лет), - папа напомнил ему свои предсказания. Потом папа сказал, что пошутил. Но Савенко опустился перед ним на колени и стал просить прощения. Он знал, за что просил прощение.

Примерно за 10 лет до своей смерти, папа всё говорил, что осталось не так долго жить, и если он умрёт, то Савенко должен заботиться о нашей семье после его смерти. Николай Иванович подумал, что это свершится вскоре, стал приезжать к нам ежедневно.

Савенко недопонимал слов папы, и тогда папа сказал прямо: Некоторым людям осталось жить часы, минуты, а они всё время спешат и спешат». Вечером Савенко в больнице скончался. Нас потрясла его смерть.

Однажды я спросила папу: «Какая настоящая наша фамилия?». Он сразу не хотел говорить, но потом, по моей настойчивости, сказал. На следующий день я снова спросила у папы о фамилии, так как я её забыла. Он ответил: «Что, забыла? Если забыла, значит, и не надо знать. Твой папа прожил сколько лет под чужими фамилиями, отчествами, даже имя искажено. Меня зовут Димитрий, а документально - я Дмитрий». Очень просил, после его смерти правильно написать имя и отчество.

Дедушкин дом, ныне дом священника, был более 50 лет школой. Имеется фотография этого дома-школы, где сфотографированы ученики вместе с дедушкой.

В тюремном заключении папа работал на Беломорканале. Канал построен на человеческих костях, потому что люди были голодны, падали под бетон, их никто не поднимал...

Через три года был устроен побег. Папу спас Господь, помог выбраться из тайги... Остальные сразу же были застрелены. Когда папа приехал в Кировоград, то узнал, что бабушку репрессировали и она находится в Кировоградской тюрьме. В 1939 году папа и мама с новорожденным Валентином посещали бабушку в тюрьме. В то время папе был 31 год, маме - 21.

Девичья фамилия бабушки - Сташевская Анна Павловна. В Искровке о ней с насмешкой говорили «А, вот и Богородица идёт!». После реабилитации папы в 1955 году он все время надеялся что-то услышать о бабушке.

Когда была война в Венгрии (кажется ,в 1956 году), папа часто слушал по приёмнику радиопередачи из Венгрии. В передачах рассказывали, что одна старушка Анна Текля проповедует воинам. Каждую ночь он с трепетом в душе слушал «Голос Америки» и надеялся услышать голос Анны Текли, но так и не услышал. Говорил: «Возможно это моя мама!».

Потом вызывали папу в прокуратуру, расспрашивали о бабушке: что он знает о ней, где похоронена и т. д. Отвечал «не знаю...». А нам он говорил: «Не может быть, чтобы ваша бабушка так просто умерла, не сообщив о себе, ведь она совсем не такая, как другие...».

Когда отправляли этап политических заключённых, где находилась бабушка, на какие-то острова, то это судно захватили иностранцы, спасли заключенных от советских властей. Приезжали какие-то родственники из Америки (по родству бабушки), искали папу. Мы все встречались с ними. О чём они говорили с папой и мамой, не знаю. Папа нервничал, не хотел с ними общаться долго, мы быстро ушли.

Рассказывал папа, что однажды из России приехала одна молодая барыня, - посмотреть на батюшку и узнать, отчего же о нём такая молва. Её звали Фекла. На службу пришла в Искровский храм разодетая, с золотыми украшениями. Когда дедушка открыл алтарь, она сильно закричала: Так это же сам Господь». Стала с криками разбрасывать свои драгоценности, разрывать одежды. Батюшка попросил людей вывести её из храма.

После службы она успокоилась, дождалась батюшку. Он её спросил: «Что случилось, что так вела себя?». Она рассказала, что когда батюшка открыл Царские Врата, всё засияло так, что ослепило её. Фекла оставила всё своё богатство в России и жила долгое время в Кировоградской области. Много о ней рассказывали люди и мои родные. Она не выходила замуж, прожила жизнь свою с верой в Господа.

...Дедушка знал мысли человеческие. Однажды дедушка шёл пешком к храму. Его подвёз один селянин. Везёт его и думает: «Если бы я вёз не попа, так заработал бы хоть 5 копеек... Что с попа возьмешь?»

Когда подъехали к Искровке, дедушка даёт ему 5 копеек и с улыбкой говорит: «Так больше не надо думать о попах, разные бывают!». Этот человек был в страшном недоумении, стал рассказывать людям, спрашивать, что это за поп. Потом пошёл в храм, просил прощения, а дедушка всё улыбался...

Как-то я с дочерью приехала а Искровку, убрать могилу. А там стоит женщина, лет около 70-ти, держится за крест. Потом потихоньку сошла с могилы и стала рассказывать: «Совсем ходить не могла. А потом стала вечерами приходить на могилу, да так прошу помощи у вашего дедушки! Вот он мне и помог, теперь я хожу с палочкой, дома всё делаю. А раньше только стонала да лежала. Видите, какой у вас дедушка!». К могиле дедушки мы ездили, в основном, один раз в год, а может, иногда два раза. Почти всегда на Пасхальные дни. И всегда видели какие-то чудеса. Как только зайдём в ограду и подходим к храму, начинается гул церковного хора. Подходим ближе - громче гул пения. Храм закрыт, мы лезем к окнам алтаря и слушаем. Это было что-то необыкновенное. Пение слышали не все. Слышала я, моя мама, крёстная Дария, верующая бабушка Мария (ей в настоящее время более 90 лет). Как только стали восстанавливать храм, больше я такого пения не слышала.

Исцелилась я от болезни - энуреза. А четыре года мучилась. 27 лет было мне тогда. Работала и училась, но очень страдала от этой болезни. Пришлось вспомнить дедушку, ехать и просить у него исцеления. Приехала с верующими людьми один раз - помылась в ледяной воде, за вторым разом покупалась в речке. Теперь мне 60-й год, я не страдаю этой болезнью.

Долгое время не было у меня детей. Я плакала, просила Господа послать мне детей, просила, как только могла, Божию Матерь, но молитва моя очень слаба. Я стала просить папу (ещё живого), дедушку. Я не знала, что мне делать, детей всё не было. Папа сказал: «Не плачь, дети будут». Потом упросили папу и он сказал: «Будет у тебя девочка, через 4 года после моей смерти». А во сне дедушка сказал мне, что через 40 минут...В 33 года я родила дочь. Все сбылось, как говорили...

Было мне 47 лет, когда я очень заболела аллергией. Ночью задыхалась, пила таблетки, они не помогали. Вспомнила о дедушке. Подумала, что дедушка исцеляет чужих людей, а я ведь родная...

Поехали с сестрами, побывали возле могилы, потом пошли к источнику. Помылись, попили водички, взяли домой и надежда сбылась. Я до сих пор не страдаю, только иногда чихаю. В то время шла с нами одна женщина к источнику, рассказывала нам всю дорогу, как много людей получили исцеление от этой водички из источника.

Одна мама, из северных районов России, привезла своего неходячего сына, которому несколько раз снилась Искровка, снился батюшка, снился источник. Мама стала писать на Украину, расспрашивать об этом источнике. Потом привезла этого мальчика сюда, и он стал ходить. Потом женщина рассказала об одном шахтёре-калеке, который оставил свои костыли у источника и пошёл домой без них.

Исцеления на источнике священномученика Николая Искровского

Я, раба Божия Лариса, 15 августа 2001г. (среда) исцелилась от недуга (сильное нагноение большого пальца на ноге, было сильное воспаление). Я постояла в воде источника Николая и к вечеру нарыв и воспаление исчезли.

18.08.01 Раба Божия Лариса Гудзикевич.

Я, раба Божия Александра, 4 июня 2001г., исцелилась от недуга (головная боль, сильная боль от воспаления почек). В понедельник на День Святого Духа, после литургии отслужили на источнике молебен, после чего 3 -раза облили меня водой с источника. На второй день я почувствовала облегчение: головная боль прошла, воспаление в почках прекратилось. Я болела полгода и мне ничего не помогало. После источника я стала чувствовать себя на много лучше. После сдачи анализов это подтвердилось (анализы в норме).

20.06.01. Раба Божия Александра Калашникова

Я, раб Божий Валерий, 12 августа 2001г., был исцелён от недуга (сильное воспаление и загноение руки), который не проходил две недели. Из-за болезни я не мог работать. 10 августа вечером я облил руку на источнике о. Николая. Утром на следующий день я повторил обливание. На третий день после обливания раны зарубцевались. Я испытала силу источника о.Николая на себе. Это действительно чудотворный источник.

19.08.01. Раб Божий Валерий Хорошев.

 

Обретение мощей священномученика Николая Искровского.

Утром 17 сентября 2001 г. в селе Искровка, возле Кресто-Воздвиженского храма, за алтарной частью, в часовне, были обретены мощи священномученика о.Николая

16.09.01 г.

19.30. Отслужили молебен на всякое доброе дело.

Во время обретения мощей служили: молебен с акафистом (нараспев) св. Царственному мученику Царю Николаю, молебен с акафистом (на распев) св. Николаю Чудотворцу, читались Евангелие от Матфея и Псалтирь. По окончании обретения отслужили благодарственный молебен. 20.00. Начали копать могилу. 24.00. Нашли доску в могиле.

17.09.2001 г.

04.20. Докопались до крышки гроба. Гроб обит материей розового цвета и золотой бахромой. Крышка гроба частично провалилась (в ногах). Размер гроба: длина 2,30 м, ширина в голове 0,90 м, ширина в ногах 0,70 м. Глубина до гроба 3 м. Из гроба исходит благоухание.

04.30. Открываем крышку гроба.

04.35. При снятии крышки гроба видно: голова покрыта покровцом (видны зубы нижней челюсти). В правой руке Крест. Под левой рукой Евангелие. Кадило находится с правой стороны от мощей.

04.40. Сняли покровец. Большая часть сохранилась, и началось благоухание. На задней части головы сохранились волосы с телом. Волосы черные. Ризы зеленого цвета. Передняя часть лица и верхняя челюсть сильно раздроблены. От черепа идет благоухание. Приподняли левую руку с Евангелия, на Евангелии много мира. Миро не благоухает.

05.10. Поднимаем мощи, кладем на простыню и подаем наверх. Потом подбираем все части риз и обивки гроба.

05.25. Обнесли мощи вокруг храма один раз с пением «Святый Боже».

05.30. Занесли в храм для облачения.

Рост о. Николая (мощей) 1 м 80 см. Ризы зеленые (фелонь, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник), хорошо сохранились. Подризник атласный, зеленого цвета. Подрясник бархатный, темно-зеленый.

Проходит осмотр повреждений

Повреждение мощей:

Раздроблена передняя часть лица, лба и верхней части головы (от сильных и частых ударов), Сломана нижняя челюсть, нет нескольких задних зубов. Остальные зубы в хорошем состоянии. Третье ребро снизу (справа) - сломано. Сломан тазобедренный сустав справа. На мощах в области сердца обнаружены два круглых отверстия. Нет чашечки на левой ноге. Голова наклонена вправо, рот полуоткрыт.

Сохранились мощи:

Кожа (тело) с задней и передней части, начиная с головы и до ног /ниже пояса). Кисть левой руки (внутренняя сторона) полностью с телом. Кисть правой руки (большой палеи и ладонь полностью, пальиы не держатся кисти). Большой палец с частью ступни и мизинец палевой ноге. Волосы и затылок с телом, на нижней челюсти пучок бороды с телом. Ребра имеют зеленоватый оттенок. Правая коленная чашечка сохранилась с телом (светловатый оттенок). На левой ноге ниже колена сзади частично тело. На левой руке с внутренней части тело. Правая рука сохранилась до локтя сверху. На каждой кости рук и ног присутствует тело с кожей. Тело темно-коричневого цвета. Только на левой ноге (ступня) и на коленной чашечке (правой) - светловатый оттенок.

Мощи о. Николая облачаются:

Подрясник черного цвета. Подризник белый с золотой каемкой. Ризы желтые, вышиты узоры золотистыми нитками (фелонь, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник и палица). Камилавка бархатная, вишневого цвета. Покровец (воздух) белый с золотой каемкой и Крестом, вышитым золотыми нитками. Крест деревянный с украшениями. Тапочки темно-зеленые, вышиты узоры золотыми нитками. Кисть левой руки открытая, положенная в прозрачный пакет. Мощи о. Николая находятся в гробнице под стеклом.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов.
Александрийская епархия Украинской Православной Церкви (C) 2013-2017. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua