098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Высокопреосвященнейшего Боголепа,
архиепископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Сьогодні вся Олександрійська єпархія підносить свої молитви вдячності Богу, за Його милість і щедроти.  Саме 4 грудня народився наш добрий Архіпастирь, наставник і приклад в духовному.    Ваше Високопреосвященство, щиросердечно вітаємо Вас з...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Р/С 26004924426263 в ПАТ АБ ( УКРГАЗБАНК ), МФО 320478, код ЕДРПУ 23230375, СВ. о не прибыльности, 1711264600026 от 24.02.2017

Трудно быть священником...

Однажды я подумал, как трудно быть священником.
Если у него ряса вся в заплатках, говорят - как он неряшлив.
Если новая и красивая, думают - за что он её купил?
Если священник симпатичный, говорят - пропадает парень.
Если некрасив – что, уже и таких "крокодилов" рукополагают в священники?
Если говорит длинные проповеди, говорят - замучил нас.
Если короткие - не приготовился.
Если молод, говорят - слишком молодой, никакого опыта, грех "хвостом вильнет" и опрокинется.
Если стар - то конечно, он святой, ибо старый. Грехи от него сами убежали.
Трудно быть священником, и поэтому священник иногда отворачивается спиной к людям, чтобы не видели, как он плачет, когда возносит сокрытого Христа в своих руках.
                                                                                      Старец Михаил Валаамский ( Питкевич).

Как правило, вопрос о нехорошем священнике - это вопрос самооправдания собственной греховной жизни или проявление целенаправленных провокаций против Церкви людьми злонамеренными. Почему то никто не осуждая плохих электриков  отказывается из-за них от электричества, или плохих врачей и отказывается из-за них от медицины. Но плохих священников в церкви часто находят там те, кто в жизни с ними даже не пересекался ни разу.

Вот что пишет по этому поводу великий Иоанн Златоуст: «Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать
священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога... Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим».

О священстве можно сказать то, что святые говорили о монашестве, а именно: если бы все знали, как хорошо быть монахом, — все бы пошли в монастырь. Но если бы все знали, как тяжело быть монахом, — никто бы не пошел в монастырь. Я думаю, что священство в этом смысле вполне сопоставимо с монашеством. Оно — красиво, но очень тяжело.

Тяжесть священства ощущается не всеми священниками и не сразу. В особенности оно тяжело для тех, кто рукополагался не вполне по духовным мотивам, то бишь думал о славе, о возможности руководить людьми, сочинял себе собственную святость или просто, по словам Димитрия Ростовского, пошел в попы не за Иисуса, а за хлеба куса. Такой человек будет тяготиться службой, будет сокращать ее, будет гневаться на людей и считать их глупыми и назойливыми. Каждая служба или треба для него будет мукой. По-другому с теми, кто от священства не искал ничего, кроме самого священства. Та благодать, о которой мы часто позволяем себе говорить, глубоко и полно переживается иереем, любящим Христа, которому служит. Но и эти рабы Божии не свободны от периодов искушений, ослабления в духовной жизни и пр. Когда человек принимает сан, он поднимает на себя груз, тяжесть которого ощущает лишь с годами, поэтому осознание своего полного бессилия без Христа очень нужно священнику, ведь кроме страниц своей совести, он прочитывает совести сотен людей. Это страшное зрелище глубоко укоренившегося греха, порабощенной воли рождает в видящем иногда страх, иногда уныние, иногда усталость. Священнику очень нужен живой Христос, присутствующий рядом, для того чтобы каждую исповедь принимать, как положено, и каждую требу совершать, как впервые.

Человека, желающего стать священником, я готов долго отговаривать. Помните Горького, который говорил, что даже если его будут сечь на площади ежедневно, он не перестанет писать. Вот такое же непреодолимое желание, но без горящих глаз и фанатизма, должно быть и у будущего иерея. Это желание нужно подкрепить хорошими знаниями, в первую очередь церковной жизни. Нужно на всю жизнь полюбить Евангелие и богослужение. Нужно научиться не замечать пятен в церковной жизни, не интересоваться ее изнанкой. А еще нужно, чтобы Господь благословил увидать в жизни хоть одного хорошего батюшку. Такого, чей образ будет на всю жизнь примером. Не только в проповеди, литургии, но и в повседневной жизни.

Есть несколько профессий, которые можно назвать священными. Они сопоставимы с иерейским саном по целому ряду признаков. Священной, например, является профессия учителя. Учителем должен быть и священник. Терпению, настойчивости и постоянству, любви к учащимся пастырь может учиться у хороших педагогов. Следующей священной профессией я бы назвал профессию доктора. Жалеть больного, не гнушаться его язвами, быть к нему терпеливым, быть готовым всегда пойти туда, где ты нужен — это качества настоящего врача. Согласитесь, как они похожи на качества настоящего священника. Это значит, что мы можем учиться и у людей в белых халатах, а не только по семинарским пособиям. Наконец, третьей профессией, подобной священству, я бы назвал профессию военного. Он, как и пастырь, не работает, а служит. Он дает присягу и должен быть ей верен. У него, как ни у кого другого, должны присутствовать такие качества, как послушание, жертвенность, мужество, дисциплина. И это очень похоже на то, чем должен отличаться настоящий иерей. Вот эти три профессии во многом помогают понять смысл настоящего священства.

Не идеализируйте священников, но и воздерживайтесь от осуждения.

Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: «Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь — это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Поэтому Церковь действительно – срез нашего общества. Единственное, что церковное общество от нецерковного – это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет.

Священников не надо идеализировать. Всяких хватает. И добрых и не очень, равнодушных и участливых. И кротких и гневливых и вспыльчивых. Стяжательных и бессребреников.  Нормальных конечно болшьше. Но надо быть реалистами. Чтобы потом не разочаровываться и не биться в истерике и уходить из церкви из-за "плохого" попа. Но осуждать и обсуждать недостатки священников не полезно, и я бы даже сказал чревато опасными духовными последствиями. Хорошим Бог хорошего батюшку послал, а к нам - уж, что выросло среди нас. Люди несовершенны. И священники - не исключение. Благодать Господь подаст через любого священника. Кроткий - хорошо. Гневливый - учимся смирению. И так во всем. Учимся. Собою нужно заниматься. Почитающий священника как служителя Божия и не видящий его недостатков подобен добрым сыновьям Ноя - получит свою духовную награду.

Безусловно, то, что священники могут грешить – открытие не последних двух недель, и даже не последних двух столетий. Именно для этого Церковь имеет соответствующие каноны и обширный опыт борьбы с недостатками духовенства, а также опыт избавления себя от служителей, которые эти недостатки в себе преодолеть не могут. Если священник не исполняет своих обязанностей, или исполняет их неправильно, и если вы являетесь свидетелем недолжного поступка, совершенного священнослужителем, то я уверен: обращение к епископу – правильное решение. Если человек совершил поступок, несовместимый с пребыванием в священном сане, он должен быть лишен этого сана. А с другой стороны, встречаются ведь иногда у людей странные представления о Церкви, о том, каким должен быть священнослужитель, непонятно откуда взявшиеся. Вот мне написали жалобу: «Я пришла в церковь, а нас оттуда выгнали». В чем оказалось дело? Выгнать не выгнали, а сказали, что прежде чем крестить ребенка, нужно пройти катехизаторские беседы. И вот пишут жалобы, как будто в магазине обвесили, только что в общество потребителей не жалуются: я пришла, извольте выполнить мое пожелание… Достаточно часто священника обвиняют в том, что он сохраняет верность присяге, вместо того, чтобы узаконить беззаконие.

 

О полных батюшках.

 

Высмеивание телесных недостатков других людей - это признак крайней нравственной деградации, полного отсутствия понятий о деликатности, воспитанности и уважительности к человеку. 

Никто не приведет вам статистики, где полных людей больше. Среди атеистов или среди священнослужителей одной возрастной группы. Никто не может сказать, чем вызвана полнота того или иного человека. Любой диетолог вам скажет, что углеводное питание более способствует полноте, нежели белковая пища, поэтому, ЕСЛИ БАТЮШКА ПОЛНЫЙ - ЭТО ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО ОН ПОСТИТСЯ.

По себе знаю, для полноты много не надо, ешь картошку или макароны вечером после голодного дня. Так же полноте способствует редкое питание, что обычно для священников, которые с утра ничего не едят и часто кушают только под вечер. ТО ЕСТЬ ПОЛНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ЕДЯТ МАЛО! ГОЛОДАЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ИЗ-ЗА ЗАГРУЖЕННОСТИ СЛУЖЕНИЕМ. Но критикам, внушающим ненависть к Божиим служителям это неинтересно, их задача - поглумиться и высмеять.

 

К вопросу о машинах священников.

Расскажу дорогому читателю одну историю. В паломничестве по святым местам Греции среди прочих впечатлений, в памяти осталось два интересных момента. Несколько архиереев возили меня там на своих машинах. Да, это были нормальные иномарки, но, что называется, «рабочие лошадки. Они ничем не выделялись из общего потока автомобилей. Для меня это было первым уроком. А вторым… Мы были в гостях у священника в маленьком селе высоко в горах, и я спрашивал, как живет приход, на какие средства живет с семьей сам священник. Село крохотное, по нашим меркам там не то, что семью, кошку прокормить невозможно. Часть зарплаты священника дает митрополия, часть государство, квартира всегда церковная. А машину, говорят мне, всегда покупают обычные жители деревни, и всегда машина священника в деревне самая лучшая! Речь, естественно, не идет о «Лексусах», о какой-то претензии на роскошь. Но никому не придет в голову купить себе машину лучше, чем машина священника. И если в соседней деревне батюшке купили новую машину, то и здесь тоже возьмут и купят новую. Я слушаю и думаю – возможно ли такое у нас? А там это естественно, потому что священник – это человек, которого уважают, который сопровождает людей, всех жителей этого села, от рождения до смерти.

 

О привелегиях духовенства.

Главная привилегия священника - служить, проповедовать, приводить людей ко Христу и учить благочестию. Везде, где это возможно и в любое время, когда это возможно. Невзирая на болезнь и усталость, нищету и отсутствие жилища, невзирая на оскорбления и гонения, невзирая на холод и зной и опасности пути...Быть настоящим священником - это исповедничество. И если кто стремиться стать священником, чтобы жить легко и сытно, пользуясь своими родственными связями и знакомствами, надеясь получить тепленькое местечко в богатом храме - лучше сразу от этого отказаться. Иначе такое служение станет во вред и погибель и соблазны и им и пастве и собратьям!

Церковь - это единственное место, где для вас делают бесплатно самое важное для Вашего спасения - исповедуют и причащают. А вот чтобы для батюшки кто-то что-то сделал бесплатно - это крайне редкий случай. Батюшка мне ДОЛЖЕН все делать бесплатно, а вот мои услуги ему он должен ЗАПЛАТИТЬ СПОЛНА.

 

И на последок…, не смейтесь над Христовой Церковью!!!

Часто приходиться наблюдать, как легко современный человек высмеивает и осуждает духовенство, как удобно в грехах другого прятать свои, как смеемся мы, зрители разных телевизионных шоу, где похабно и просто предвзято выставляют наших «попов» на всеобщее позорище, как легко верим разного рода «разоблачениям» и «расследованиям». Все это «учит человека» неуважительности и хамству по отношению к священнослужителям. Может и не «наши» они совсем, может и без них обойдемся, сами как то Богу поисповедуемся, помолимся, покрестимся – не нужны они нам цивилизованным людям, эти дармоеды и мошенники. Дальше все по плану в конце исполняться слова Златоустого, уже упомянутые в начале нашего разговора: «кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога»…

Никто не смеётся над Богом в больнице... ​
Никто не смеётся над Ним на войне,
Там вера в сердцах начинает искриться,
И чаще молитвы звучат в тишине.

Никто не смеется над Ним при пожаре,
И всем не до смеха, когда идет смерч,
При голоде и при подземном ударе,
Насмешки проходят, меняется речь...

Слетает с лица вдруг надменная маска,
Когда самолет начинает трясти...
Никто не заявит, что Бог- это сказка,
Преступника встретив на узком пути...

Никто не воскликнет, что вера- для глупых,
Услышав смертельный диагноз врача ...
И с пеной у рта, спорить мало кто будет,
Когда встретит взгляд своего палача...

Издёвки, плевки и глупые шутки
Теряют свою актуальность, когда
Ты вдруг понимаешь, что нет и минутки-
Призвать в Свою жизнь Иисуса Христа...

Машина на скорости... Ты на дороге...
Вот резкий обрыв... Вот об камень висок...
Вот - пуля шальная, беда на пороге...
От смерти и ада, ты - на волосок...

Откуда ты знаешь, смеющийся ныне...
Что будет с тобой на развилках судьбы?
Смеяться легко, пока Бог дает силы
И терпит смиренно твои кулаки.

Смеяться легко под греховные мысли...
И под одобряющий взгляд пьяных глаз,
Но Бог всё же ждет и дыхание жизни
Тебе оставляет, даря тебе шанс...

Он рядом, молчит и милости полон.
Но может Он Имя Свое защитить-
Он лишь отойдёт... и тогда своим словом
Ты можешь себя навсегда погубить.

Если у человека есть желание разобраться в том, что такое Церковь,  и разобраться беспристрастно, то для этого нужно просто прийти в храм, начать диалог, не полениться... Но мы ленивы, нелюбопытны и при этом самоуверенны, ничего не зная, считаем, что можем судить обо всем. Это же не только Церкви касается. Посмотрите, сколько у нас специалистов в государственном управлении. У нас каждый знает, как управлять страной, сельским хозяйством, что делать с экономикой и как вести внешнюю политику. Люди не знают тех обстоятельств, которые вокруг той или иной проблемы складываются годами, если не веками, но при этом безапелляционно выносят самые радикальные суждения. А потом начинают ругаться: почему их никто не слушает и не бежит немедленно делать то, что они сказали… Абсолютно то же самое и по отношению к Церкви. Ко всему этому, нужно учитывать, что мы являемся свидетелями массированной атаки на Церковь. Эта атака очевидна для человека, который следит за ситуацией: на сетевых площадках, на радиостанциях и в телевизионных студиях сидят умные люди и с отстраненным любопытством обсуждают подробности этой атаки, ее технологию и качество исполнения. Берутся реальные ситуации и события, и раздуваются настолько широко, насколько возможно. Сообщения постоянно повторяются, поддерживая интерес к теме. Иной раз для того, чтобы снова дать информацию в эфир, нет даже никакого информационного повода. Но факт существования этой компании ни в коем случае нас не оправдывает. Еще апостол Павел говорил: не давайте повода ищущим повода(ср.: 2 Кор, 11, 12). Наши собственные грехи и недостатки ни в коем случае не оправдываются тем, что наши враги эти недостатки отыскивают и размахивают ими как флагом. Но сам этот факт должен заставить верующего человека насторожиться и призвать его сохранять здравомыслие и трезвость. Не надо специально всматриваться и искать ошибки, верить каким-то разговорам. Надо понимать, что священник – тоже человек, что у него точно так же есть обстоятельства жизни, которые могут подвигнуть его к тому, что он не сможет 24 часа в сутки быть ласковым, приветливым, добродушным и, что называется, «при исполнении». Желательно, чтобы так было, но это очень сложно. Священник так же, как и прихожане, подвержен искушениям. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы все христиане были настоящими христианами, в мире уже не осталось бы ни одного язычника или иудея. Все исторические неудачи Церкви связаны только с одним – мы, люди Церкви, не отвечаем своему предназначению и не живем так, как нам заповедовал жить Спаситель. Если в Бога верите, за Церковь так переживаете, что даже ее высмеиваете да священников осуждаете…дорогие мои так оставляйте все и помогите нам, кто пол в храме вымыть, кто дров нарубить кто может и священником стать…, исправляйте ситуацию!!!, Господь Вас вознаградит, нам хорошие люди нужны, а если не верите в Бога, Церковь презираете, то какое вам дело, как выразилась одна защитница прав человека,  до этого «церковного планктона», ой наверное за истину боретесь, вы же «свет» в темном царстве мракобесия, только одно вы не говорите, что вы враги Церкви, безбожники, ненавидящие все что связано со Христом и его Церковью, а значит и борющиеся с Истиной.

Однажды Господь сказал молиться Господину жатвы о том, чтобы были высланы делатели добрые, ибо жатвы много, а делателей мало. Все христиане должны молиться Богу о том, чтобы Он приводил к священству добрых делателей. Они придут в свое время. Они не могут не прийти. Каждое поколение народ Божий изводил из своей среды пастырей, стремящихся к идеалу. Внимательный человек знает, что мы не лишены этого сегодня. Не будем лишены этого и в будущем. Я верю в это.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов. Ответственность за информацию несет сторона, которая ее предоставила
Интернет-издание "Епархия" (C) 2013-2019. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua