098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)

 

- По благословению Высокопреосвященнейшего Боголепа,
архиепископа Александрийского и Светловодского -

Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Youtube

Сьогодні вся Олександрійська єпархія підносить свої молитви вдячності Богу, за Його милість і щедроти.  Саме 4 грудня народився наш добрий Архіпастирь, наставник і приклад в духовному.    Ваше Високопреосвященство, щиросердечно вітаємо Вас з...

Желающие оказать помощь в развитии Александрийской епархии, могут перечислить средства по следующим банковским реквизитам:

Р/С 26004924426263 в ПАТ АБ ( УКРГАЗБАНК ), МФО 320478, код ЕДРПУ 23230375, СВ. о не прибыльности, 1711264600026 от 24.02.2017

Halloween наступает!

В настоящее время мы являемся свидетелями активного распространения практики проведения целого ряда праздников американского происхождения и Halloween среди них является, наверное, самым популярным. В этот день (31 октября) американские школьники, нарядившись ведьмами, чертями и подобными малоприятными персонажами, носятся по школам и домам с криком: «Trick or treat!» (один из вариантов перевода: Наряди или угости!) требуют себе сладостей. Кроме того, на Helloween принято устраивать розыгрыши, нередко достаточно сомнительного характера. Еще один обязательный атрибут Halloween — Jack'o'lantern — сделанный из тыквы светильник с вырезанной на нем страшной рожей. Вот, казалось бы, и все. Однако возникает закономерный вопрос: а как следует относиться к этой забаве православному христианину? Для этого необходимо выяснить, в чем, собственно, заключается этот праздник, что именно «празднуется» таким странным образом? Сегодня собеседником нашего сайта стал управляющий Александрийской епархией УПЦ Преосвященнейший епископ Боголеп.

- Владыка, скажите, пожалуйста, как Церковь относится к празднику Хэллоуин?

- Буду говорить от себя, так как слишком много чести такому явлению как «Хэллоуин», чтобы Церковь к нему как-то относилась. В той форме, которую мы видим на улицах, площадях и даже в школах и детских садах, в кафешках и барах, этот «праздник» –  по-моему, является откровенным беснованием.

- А в чем это, по-вашему, проявляется?

- Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник Всех Святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. Католики отмечают этот праздник не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано – 1-го ноября. На это время по кельтским понятиям попадает какое-то свое празднование, связанное с духами, с темной (зимней) частью года, с буйным весельем, призванным то ли духов ублажить, то ли от них защититься. Вся эта этнографическая блажь со временем перекочевала в Новый Свет в головах эмигрантов, и там праздновалась в этнических группах ирландцев, шотландцев, валлийцев. Ну, а уже в наши годы, то есть с конца 20-го века, праздник коммерциализировался, и в качестве экспортного товара стал активно распространяться по миру. Но вот вопрос, почему тогда мы, допустим, вместе с тем не прославляем индийского бога Ганешу? Ходил бы слон украшенный… У нас что – недостаточно праздников что ли? Почему именно этот? Все очень просто, - банальный расчет, коммерческая подоплека. Люди поняли, что, если срабатывает на Западе, на этом можно заработать, как на «святом Валентине», давайте и мы сюда. Раз это беснование нравится западным европейцам, пусть это проглотят и восточные. 

- Страшно, что в этом «мероприятии» принимают участие не только взрослые люди, но и маленькие дети привлекаются.

- Вот именно. Более того, было замечено, что многие дети впадают после этого праздника в такие состояния душевные, психические, когда они нуждаются в медицинской помощи.     С другой стороны, когда слышу от родителей, что в школе проводят этот праздник возникает вопрос, а кто это позволил, может у родителей спросили? С другой стороны, в школу священника не пустим – у нас государство от Церкви отделено, а как день всех святых отметить, так это мы запросто, только вот нарядимся соответственно, в тыквах свечи зажжем и т.д..   Заметьте, это не праздник села или небольшого города, но праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд. Это не праздник детей, стариков или серьезных людей среднего возраста. Методом нехитрого исключения определяем тех, кто празднует, и где. В ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами.

- Вы думаете, что стоит запретить этот праздник?

- Критиковать подобные «праздники» — это все равно, что ругаться с паровозом. И запрещать его бестолку. Нужно, хотя бы, назвать вещи своими именами. Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации. Безусловно, министерство образования, или кто в данном вопросе компетентен, могли бы провести определенный анализ и дать свои выводы, спросить мнения родителей. Но у нас, как всегда – сначала все попробуем, напьемся из лужи, будем лечиться от дизентерии, а потом уже запретим пить из лужи. По-моему, это вещь очевидная. Такое ощущение, что те люди, которым доверили детей, потеряли вообще здравый смысл. Что печально. Печально и то, что родители наши в свою очередь о том, что происходит с их детьми не всегда интересуются…, да и где там: все хлопочут, чем накормить, во что одеть, а душу ребенка губят, его личность просто деградирует.

- Многие читатели спросят, все же, что такого страшного в этом празднике?

- Не хочу работать на опережение, но уверен, что много найдется «прогрессивных» людей, которые сразу скажут о том, что и тут Церковь пытается ограничить человека, зашорить, не дать раскрепоститься и т.д.. Самая распространенная реакция, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным. Вот оригинальные высказывания: «Почему нельзя раз в год просто подурачиться, напялить смешные костюмы, разукраситься и повеселиться? Это просто маскарад, веселый праздник, в котором не осталось религиозности, и никто из празднующих, уж по крайней мере в нашей стране, не воспринимает его как религиозное действо. Что плохого в веселом празднике?» «Главное меру знать. Выпустить пар, если угодно. Полуголые девицы здесь, конечно, ни при чем, а тыквы, да и прочие урожайно-осенние украшения очень симпатичны и создают настроение, когда впереди неуютная зима». «Я не вижу ничего дурного в том, чтобы относиться к данному празднику нейтрально». «Хэллоуин давно лишен религиозного подтекста, как языческого, так и христианского. Это маскарад, не более того».

Ну что ж, дьяволу не кланяются, и на том спасибо. Теперь поговорим о нейтральности. Было бы очень неплохо, если бы в нашей жизни было побольше нейтральных вещей и явлений. Но таков уж груз, лежащий на плечах сынов человеческих, что нейтральных вещей в мире людей нет, или почти нет. Наша жизнь убеждает нас в том, что от нейтральности мы далеки, и не способны нейтрально относиться даже к тому, что по природе нейтрально. Хэллоуин далеко не нейтрален! Почему? Дело в том, что наше отношение к еде и одежде, браку и детям, смерти и рождению, как и во всех культурах, формируется религиозным культом, и специфично настолько, насколько специфичен культ. Вы можете и не догадываться о культовых корнях того или иного явления, но это не значит, что этих корней нет. Вы можете не знать, как именно и почему мировоззрение японцев и их отношение к смерти заставляет их наслаждаться щемящей картиной ежегодного опадания клена. Но, уверяю вас, это – внутренне связанные явления. А у швейцарского шоколада и их же точных часов есть своя протестантская, еще точнее – кальвинистская, история. Своя религиозная предыстория есть и у открытия Америки, и у появления Ротшильдовского капитала. Вам до этого дела нет? Но тогда так и скажите. А не записывайте в нейтральные явления то, что по определению не может быть нейтральным. Хэллоуин не нейтрален уже хотя бы по дате проведения. Неужели вам это не понятно? В этот день как мы уже упоминали, католики празднуют память Всех святых, то есть и Николая Чудотворца, и Варвары-мученицы, и Георгия-Победоносца. Всех! Если накануне этого дня расползтись на ночь по кабакам и пить «кровавую Мэри» так, как если бы это была кровь, и надеть костюм скелета, продолжая считать себя «нейтральным деятелем», то сами дайте диагноз. По логике людей подобного рода, бить в барабаны и орать частушки в Пасхальную ночь за церковным забором есть занятие «просто веселое» и «нейтральное». Это есть некое «выпускание пара», только и всего. В прошлом веке это многие так и объясняли. И эти же люди, эти же «выпускатели пара», находящие вкус в игривом богохульстве, называют Православную Церковь «пережитком Совка»! Куда уж нам до вашей-то цивилизованности.

Теперь мне хотелось бы спросить самого читателя.

Разве Хэллоуин не насыщен символикой смерти? Черепа, вурдалаки, призраки там есть или нет? Разве символика смерти нейтральна? Или у вас никто никогда не умирал в роду? Или вы никогда у разрытой могилы не стояли и стоять не собираетесь? Череп человеческий, он и в монашеской костнице, и на картине Верещагина, и в руке у Гамлета равно священ и таинственен. Он уважения к себе требует, а не кощунства над собою. Из него нельзя пепельницу делать, маску или чашу. Если вы с этим не согласны, то с вами не о чем разговаривать. А если согласны, то как можно считать нейтральным то «баловство» (скажу мягко) с черепами и то перевернутое отношение к смерти, которым пропитан сей полночный шабаш в канун Всех Святых, который вы дорогие «либералы» дерзаете называть праздником без кавычек? Отношение к смерти делает человека человеком, и оно есть неистребимый корень религиозности. Но это касается тех сфер, где человек еще не перестает быть самим собой. Человек же есть существо динамическое. Он находится в постоянном движении и либо деградирует, либо развивается. У него, как раз, есть возможность преодолеть себя, и вырасти над собой, либо же перестать вообще быть человеком. Хэллоуиновское отношение к смертной символике и есть один из признаков утраты человеческого достоинства. А наша цивилизация крайнего эгоизма и культа наслаждений, которой так некритично восхищаются бессердечные и суетные люди, как следствие и ведет к исчезновению человека. Кроме того,  в прямом фокусе этого языческого праздника видны 1) Смерть; 2) Страх и ужас; 3) Зло, дьявол и оккультизм. По-поводу последнего, не лишним будет напомнить, что многие дети получают первые знания по оккультизму именно на вечеринках во время празднования Хэллоуина. Многие дети впервые увидели оккультный фильм ужасов на вечеринке в день Хэллоуина.  После первоначального ознакомления с начатками оккультизма, детей привлекает в нём сила, которую предлагает им оккультизм. Некоторые дети видят в оккультизме средство восстания против власти и авторитета своих родителей.

Таким образом, празднуя Halloween, мы должны выбрать что празднуем:

1) языческий праздник;

2) день всех святых. Но празднование в том виде, в каком оно происходит является кощунственным глумлением над днем Всех Святых, и над самими святыми: в день, когда вспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, - правда как-то странно. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для подавляющего большинства православных христиан (кроме очень небольшого числа проживающих в Америке т. н. православных «западного обряда») является неактуальным, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября, а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.

Остается еще третье:

3) мы празднуем вместе с сатанистами. Кстати, ассоциативная связь между дикими «обрядами» Halloween и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Halloween праздником сатанистов.

- Благодарим Вас, Ваше Преосвященство, за действительно исчерпывающий и аргументированный анализ такого нового веяния, как Halloween. 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание информации, которая содержится в архивных материалах сайта, и может не разделять мнение их авторов. Ответственность за информацию несет сторона, которая ее предоставила
Интернет-издание "Епархия" (C) 2013-2019. Сайт разработан: В.Коваленко, А.Чумаченко, А.Беляев.
При использовании материалов сайта обязательным условием является ссылка на alexandria-eparhia.org.ua