Похищенная святыня

Это случилось промозглой осенней ночью. По крыше храма барабанил мелкий холодный дождь. У входа в церковь покачивался на ветру одинокий фонарь. При его тусклом свете можно было разглядеть, как двор пересекла темная фигура в капюшоне с большим свертком в руках. К воротам бесшумно подкатил автомобиль с выключенными фарами. Человек, быстро осмотревшись по сторонам, сел на заднее сиденье, и машина, сорвавшись с места, растворилась в дождливой осенней мгле.

* * *

На следующее утро кража обнаружилась. Сережа, придя на службу, увидел, что в храме царит переполох. Отец Александр ходил чернее тучи. Там и сям мелькали люди в синей милицейской форме. Большой киот слева от иконостаса зиял черной пустотой. Решетка у ближайшего окна была разогнута. Рядом стояло вынутое стекло. Мальчик, к своему ужасу, понял, что украли главную святыню храма — Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». История иконы насчитывала несколько веков, а случаев чудесной помощи, явленной по молитвам перед этим образом, и вовсе было не счесть.

Через два часа милиция уехала. Храм без иконы казался осиротевшим.

Выйдя из церкви, Сережа направился к своему другу Коле и рассказал о случившемся. Мальчишки решили провести собственное детективное расследование и, во что бы то ни стало, найти святыню. Идея была хорошая, но с чего начать? Неделю они разрабатывали план действий, а тем временем обворовали еще один храм и тоже украли древний образ Пресвятой Богородицы.

Сережа с Колей, как только получили это известие, на велосипедах помчались на место происшествия.

* * *

Местный пономарь, ровесник мальчишек и их давний знакомый, встретил ребят на пороге храма и проводил внутрь. Почерк преступления был тот же: разогнутая решетка окна, выставленное стекло и пропавшая святыня. Становилось ясно, что в городе появилась банда церковных воров. Если это были профессиональные грабители, а многое говорило именно об этом, то шансов выйти на их след у мальчишек почти не было. Взрослые не примут их всерьез; значит, нужно обходиться собственными силами. Сережа с Колей, поразмыслив, решили собрать своих друзей-пономарей со всего города, чтобы, посовещавшись, предпринять какие-нибудь меры против грабителей, а лучше — придумать, как их поймать. В ближайшее воскресенье около двадцати мальчишек собрались на школьном дворе в самом центре города. Ребята сообща долго думали, что можно сделать для поимки воров, но все было пустое, пока Толик Поляков, который, казалось, знал всех на свете, не предложил съездить к одному монаху, некоему отцу Тихону. В миру он работал следователем в милиции, а сейчас живет в маленьком лесном монастыре в нескольких часах езды от города. Уж если и мог кто-то помочь, то это был именно он. Собрание пономарей постановило — ехать к отцу Тихону Сереже и Коле.

* * *

Автобус трясло на ухабах. За окном стоял прохладный солнечный день. Наконец показалось озеро, и на его берегу — небольшой монастырь, со златоглавой церковью, окруженный прозрачным осенним лесом.

Сережа с Колей сошли с автобуса и, оказавшись на территории монастыря, первого попавшегося монаха попросили подсказать, где им найти отца Тихона.

— Час назад был около трапезной,— ответил монах,— дрова рубил.

Из трапезной пахло просфорами. Отец Тихон оказался худым согбенным стариком, одетым в видавший виды, выцветший подрясник. Несмотря на свой немощный вид, он ловко колол дрова. Рядом возвышалась огромная куча поленьев. Мальчишки подошли и стали ждать, когда на них обратят внимание. Отец Тихон, отложив топор-колун, принялся носить поленья под навес. Сережа с Колей решили было, что он их не заметил, но батюшка вдруг посмотрел на обоих в упор и сказал:

— А вам что, особое приглашение нужно? Или носить дрова — не барское дело?

Мальчишки кинулись помогать, и через пятнадцать минут все дрова были сложены под навесом. Отец Тихон пригласил Сережу с Колей в трапезную и за чашкой горячего чая внимательно выслушал.

— Иконы, скорее всего, воруют специально для коллекции; не исключено, что святыни будут вывозить за границу,— подумав, сказал батюшка.— Во втором храме тоже украли «Одигитрию»?

Ребята согласно кивнули.

— Вполне вероятно, что грабители охотятся именно за этим типом икон Пресвятой Богородицы. Профессиональных воров очень трудно поймать, но если понять систему, по которой совершаются ограбления, станет возможным просчитывать их шаги вперед, а значит, не дать совершиться следующему преступлению. Только нужно помнить, что у нас в этом деле без молитвы ничего не получится.

* * *

Мальчишки отправились обратно в город. Предстояло разгадать систему ограблений. Но как? На подъезде к дому Сереже позвонил Толик Поляков и рассказал, что ночью ограбили еще один храм, украли тоже икону и тоже «Одигитрию».

Приехав домой, Сережа залез в Интернет и начал просматривать новости о церковных кражах. Оказалось, что банда промышляла и в других городах: совершала три-четыре ограбления, на некоторое время затаивалась и затем объявлялась в другом городе.

Вдруг позвонил Коля и взволнованным голосом сказал:

— Я понял их систему. Посмотри, все украденные иконы — «Одигитрии», все — второй половины XVIII века, и ограбления совершаются ровно через неделю, день в день, а вернее — ночь в ночь!

— Тогда я, кажется, знаю, какой храм ограбят следующим, и, кажется, знаю когда,— ответил Сережа.— «Одигитрия» второй половины XVIII века в городе осталась только одна.

* * *

Спустя неделю Сережа с Колей отпросились у родителей на всю ночь под предлогом того, что хотят поучаствовать в ночном богослужении, якобы совершаемом в каком-то храме. В школе шли осенние каникулы, и родители не стали возражать, тем более что мальчишки были вдвоем и обещали до утра оставаться в храме.

Сережа с Колей вошли в храм, в который, по их предположениям, ночью должны заявиться грабители. Шла служба. После богослужения ребята спрятались на хорах. Матушки-уборщицы очистили от воска подсвечники и вымыли пол. Потом пришел сторож и, пройдясь по храму, запер церковь снаружи. Мальчишки выбрались из своего укрытия и, среди прочих икон отыскав старинную «Одигитрию», поочередно приложились к святыне.

…В полночь начался мелкий осенний дождь. В проемах колокольни завывал холодный ветер. У окна появилась одинокая тень. Грабитель каким-то приспособлением разогнул оконную решетку, выставил стекло и проник внутрь храма. Оказавшись в церкви, вор направился прямиком к «Одигитрии» и уже был готов снять ее со стены, как боковая дверь в алтарь отворилась, и в проеме появилось высокое существо с кадилом в одной руке и с зажженной большой свечой — в другой. Существо было одето в белый стихарь. Но самым шокирующим оказалось то, что у «привидения» не было головы. Пройдясь по солее до середины, оно начало спускаться в храм по ступеням, позвякивая кадилом. Грабитель, издав душераздирающий вопль, кинулся наутек. Через полминуты на улице с визгом шин сорвался с места автомобиль. Сережа, расстегнув на стихаре пуговицу, высвободил голову наружу и слез с Колиных плеч.

* * *

Банда исчезла из города. Но с ней пропали три украденные иконы. Мальчишки снова съездили к отцу Тихону, и он сказал, что человеческими усилиями теперь вряд ли что-то возможно сделать, нужно молиться, чтобы святыни не вывезли за границу.

Где-то через месяц в Москве задержали банду контрабандистов при попытке вывезти в Европу коллекцию «Одигитрий» первой половины XVIII века. Святыни вернули храмам. В тот же день отец Александр служил в церкви благодарственный молебен. Сережа пономарил и тихо радовался, что икона вернулась на свое место.

Денис Каменщиков,

рисунки Федора Гаазе
Газета "Православная вера" №21 (425)