098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)
З благословення Високопреосвященнішого митрополита
Олександрійського та Світловодського Боголепа
Агата Кристи отдыхает. Анна Гуменюк
Казацкий подарок
История ХХ века оставила нам немало своих «памятников» — святынь, выброшенных буквально на её помойку; да-да, как бы жестоко это ни звучало. Когда случается увидеть очередной храм, некогда превращённый в зернохранилище, склад, магазин или какую-нибудь контору, ощущения такие, будто по душе ножом полоснули… Какое раньше это было величественное сооружение, сколько здесь отслужено литургий, сколько народу изливало перед Богом свои прошения, сколько раз колокольный звон созывал сюда на молитву! А теперь лишь ободранные стены, выбитые окна, провалившаяся крыша, осыпающийся кирпич. И хорошо, если стены вообще есть.
Наш сегодняшний очерк как раз о таком — храме в честь Покровы Божией Матери в селе Коротяк Компанеевского района Кировоградской области.
Текст: Анна Гуменюк
Агата Кристи отдыхает
Бывая в тех краях и видя всё более разрушающуюсяцерковь, мы с батюшкой очень переживали, что святыня стоит поруганной. Когда впервые зашли туда, через боковые двери, увидели весьма печальное зрелище: центральный вход заложен, ближе к центру храма свалено зерно, в алтаре — как бы помягче выразиться — продукты человеческого бескультурья.
Стали расспрашивать местных: оказалось, это старинный казацкий храм. В советское время в нём обустроили зернохранилище, сейчас здание никому не принадлежит. Упоминание о казаках подогрело наш интерес, захотелосьузнать историю церкви — да только где и у кого?
Совершенно неожиданно его величество случай, а точнее Промысл Божий, сам вложил нам в руки то, что так нас интересовало. Ну а дальнейшему ходу событий позавидовали бы Артур Конан-Дойль и Агата Кристи.
Летом 2012 года я работала с материалами в Кировоградском областном архиве по вопросу — уже и забыла, какому. Листая очередной том Херсонских Епархиальных ведомостей за 1903 год, вдруг вижу «Летопись Свято-Покровской церкви с.Коротяка», составленнуюсвященником Константином Соколовым, который на тот момент там служил. Вот это была находка! Всю летопись пришлось переписать от руки, но оно того стоило.
Как следовало из рассказанного отцом Константином, село Коротяк (Перепелицыно) возникло на бывшем зимовнике запорожских казаков. Основал его выходец из Польши, некий дворянин Грабовский, впоследствии — Перепелица, от него и пошёл род владельцев села. Легенда гласит, что в этих местах казаки зарывали сокровища. Кладов там, конечно, никто никогда не находил: лишь человеческие кости да некоторые вещи из воинских доспехов, что как раз и свидетельствовало озахоронении в этих местах значимых в Гетьманщине лиц.
В 1786 году на том месте уже стояла слобода Клима Перепелицы с построенной им деревянной церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В алтаре хранился напрестольный кипарисовый крест в серебряном окладе —подарок запорожцев. На подножии была выгравирована надпись: «Вера. Покров Богоматери. 1786 г. Сей крест сооружен старанием и коштом козак курен Панас Таран того курен атаман Давид Белый в слободу Клима Перепелицына».
28 февраля 1805 года Высокопреосвященнейший Афанасий, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический, выдал Благословенную грамоту на закладку и возведение нового, каменного храма. В том же году началось строительство, а 16 мая 1809 года протоиерей Даниил Давыдов по благословению правящего архиерея освятил новую церковь. Напрестольный крест — подарок казаков —соответственно «перекочевал» сюда из деревянного храма.
Кстати, для постройки использовался весьма качественныйкирпич местного производства, каждая единица по размеру значительно превосходила современные образцы. Стены имели толщину 1 м 20 см. У входа висела табличка, что храм сооружён на средства премьер-майора Климента Перепелицы и его супруги Ирины.
К началу 1930-х годов богослужения здесь прекратились, храм был превращён в зернохранилище. Колокольню и купол снесли, притвор отгородили от центральной части для обустройства двух отдельных складов. Усердствовавшие активисты даже разрезали кованую стяжку, с помощью которой удерживались стены: она мешала заезжающим через боковые двери грузовикам сгружать зерно. До сих пор стены пестрят памятными надписями и пошлыми рисунками «остроумных» богохульников.
Пришло время, когда надобность в зернохранилище отпала. После этого более двадцати лет храм стоял открытым и бесхозным. Просто чудо, что его «родные» двери не сталидобычей охотников за металлом.
В 1990 году в селе Коротяк была зарегистрированацерковная община. По каким-то причинам новоиспеченный приход не получил своего развития, и дело возрождения храма остановилось ещё почти на двадцать лет.
14 августа 2008 года по Компанеевскому району (ныне Александрийская епархия) прошёл Крестный ход в честь 1020-летия Крещения Руси. После этого жители села Коротяк вновь выразили желание иметь в селе общину, и 14 октября 2010 года, в день храмового праздника Покровской церкви, здесь служилась первая после восьмидесятилетнего перерыва Божественная литургия.
Ровно через год была совершена вторая. Как описать тевпечатления? Было лишь одно желание — чтобы служба не кончалась, хотелось стать пылинкой и осесть где-то посреди кирпичиков на стенах храма…
Сюрпризы продолжаются
Здесь нужно отметить, что нас с батюшкой очень интересовала судьба утвари и священных предметов из Покровского храма. Всё ли было конфисковано в ходекампании по изъятию церковных ценностей, или прихожанам удалось что-нибудь спрятать? Хотелось вообще узнать подробности тогдашнего приходского уклада. И лишь когда в храме вновь затеплилась литургическая жизнь, когда Бескровная Жертва приносилась хотя бы несколько раз в год,Промысел Божий стал открывать нам сначала историю храма, а затем…
Выяснилось, что наша старейшая компанеевская прихожанка, ныне покойная Марфа Васильевна Рябоконь, не дожившая трёх месяцев до своего столетия, была крещена именно в коротякской церкви. Она многое помнила из тех времён. Её рассказами мы просто заслушивались. Особенно поразили воспоминания про то, какой силы звучал во время пасхальной литургии хор. От громогласного величественного пения гасли свечи!
Марфа Васильевна помнила служащих в Покровском храме священников: отца Константина Соколова (того самого автора «Летописи»), отца Иосифа Николенко, впоследствии расстрелянного в ноябре 1937 года. Удалось даже записать эти рассказы на видео.
Спустя время, собрав такой багаж информации, батюшка решил снять небольшой документальный фильм о Покровском храме. В июне 2014 года мы договорились с телеператорами и отправились в Коротяк. В ходе съёмок зашли в дом к одной из старожилок, и старушка рассказала, как однажды приехал какой-то мужчина на подводе, погрузил на воз предметы из храма и уехал. И больше в селе не появлялся.
Мы задумались, что бы это был за человек, но недоумение наше осталось тогда без ответа.
Через каких-то пару месяцев мы с батюшкой узнали, что в нашем Кировоградском краеведческом музее будет проходить выставка части коллекции Ильина — известного реставратора книг и коллекционера. Вплоть до его кончины в 1993 году никто и не подозревал, какое богатейшее собрание древностей хранится в подвале его скромного дома. Сам же он при жизни ходил как бомж, роясь в мусорных баках, похоронен на Дальневосточном кладбище г. Кропивницкий.
Решили сходить на выставку, и там нас ожидал такой сюрприз, какого невозможно было себе и представить.Проходя по залу с богослужебными предметами, мы увидели за стеклом напрестольный крест, вид которого показался очень знакомым. Вернее, это был даже не сам крест, а серебряный оклад — крест, как нам сказали, находился на реставрации.
Так и есть, изображение действительно мы уже встречали — в книге «Спасо-Преображенский собор» с указанием, что это напрестольный крест из коллекции Ильина.
Но главное — дата: 1786 год. Ведь именно тогда казаки и подарили Покровскому храму села Коротяк упомянутую вышесвятыню. Что это? Совпадение? И почему фото оказалось в книге про кафедральный собор Кировограда?
Батюшка присмотрелся и сквозь стеклянную витрину увидел на подножии креста какую-то надпись. Я говорю: «Читай, что написано». И он произносит: «Вера. Покров Богоматери. 1786 г. сей крест сооружен старанием и коштом козак курен Панас Таран того курен атаман Давид Белый в слободу Клима Перепелицына»…
Мы обомлели! Несколько минут молча смотрели то на крест, то друг на друга. Да, это была она — святыня из Покровского храма, которая казалась безвозвратно утраченной! Это не могло быть совпадением. И уже позже, найдя в архиве опись храмовых предметов, составленную отцом Константином, мы сравнили описание креста с представленным в книге фото, и всё подтвердилось: «Крест кипарисный, резной работы с разными же изображениями; на лицевой стороне распятие с предстоящими: вверху распятия Дух Святой, внизу моление о чаше и святитель (неизвестно какой), с правой и левой сторон мученическая кончина апостолов Петра и Павла».
Пазл складывается
Выходит, неизвестный мужчина, о котором говорила коротякская старожилка, был Ильин?
Если обратиться к его биографии, можно узнать, что работал он электриком в Кировограде, часто выезжал на вызовы в сёла, а плату за свой труд брал иконами, предметами религиозной утвари, книгами. И поскольку вся его богатейшая коллекция покрыта сплошными загадками, тот факт, как напрестольный крест из Коротяка попал в его руки, также остаётся лишь предположением. Но, тем не менее, слишком уж удачно складывается пазл.
После такого чудесного «обретения» креста оставался главный вопрос — возвращение храма общине. По благословению Преосвященнейшего Боголепа, епископа Александрийского и Светловодского, этим было решено заняться вплотную. Церковь, что называется, висела в воздухе, не значилась ни в каких реестрах. Кому предъявлять претензии, в какие двери стучаться, у кого требовать возвращения — очень долго не получалось во всём этом разобраться. И лишь после многих и многих неудачных попыток обращения в разные инстанции наконец последовало судьбоносное решение Кировоградского областного хозяйственного суда от 20 ноября 2015 года — передать здание Покровского храма в собственность общине Украинской Православной Церкви села Коротяк.
Так и началось восстановление казацкой жемчужины. С Божией помощью удалось перекрыть крышу, освободитьцентральный вход, поставить окна. Как это получается при скудости средств, остаётся загадкой. Хотя никакого секрета, наверное, нет. Наша сила — в непрестанной молитве, в любви к своим святыням и в горячей вере, что с Богом всё возможно.
Подпишитесь на нас в Telegram