098 690 42 28 (пн-пт: з 9 до 18 г.)
- По благословению Высокопреосвященнейшего Боголепа,
архиепископа Александрийского и Светловодского -
Правящий архиерей поздравил с Воздвижением Животворящего Креста Господнего
26 сентября вечером и 27 сентября утром 2021 года, в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господнего, Высокопреосвященнейший архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп возглавил Всенощное Бдение и Литургию, соответственно.
Богослужения состоялись в кафедральном соборе Покрова Божией Матери г.Александрии.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма.
По окончании литургии Правящий архиерей поздравил всех присутствующих с праздником и раскрыл его духовное значение.
Дополнительный материал.
В этот праздник вспоминаются события обретения Креста Господня. Крест Христов — величайшая святыня. Каждый из нас всю свою жизнь освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на своей груди крест как символ Христовой победы и нашей защиты и силы. Мы изображаем знамение креста на всем для нас дорогом и святом. Крестным знамением мы начинаем и заканчиваем день. Почему же христиане почитают крест? 73-е правило Шестого Вселенского собора звучит так «Поскольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения».
Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан бесценным тот самый деревянный Крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот Святой Крест не был сохранен христианами, не было даже точно известно место, где эта святыня укрыта. Вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от Голгофы.
После того как в 70-м году после Рождества Христова Иерусалим был взят римлянами и разрушен, во многих местах ландшафт изменился. Историки свидетельствуют, что язычники много раз пытались осквернить святые для христиан места.
Император Адриан (117— 138 гг.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На этом месте собирались язычники и совершали жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при святом равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), прекратившем гонения на христиан.
Константин Великий (306—337 гг.) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году стал единодержавным правителем огромного государства. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью: «Сим победиши».
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и статуи идолов, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа.
Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх с духовенством начали высоко поднимать (на церковнославянском — «воздвизать», отсюда и название праздника) Святой Крест, а народ, взывая «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Кресту. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен в епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361—363 гг.) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака совершается 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения, и в других местах Святой Земли. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что верующие не только горели желанием поклониться Кресту, но, если возможно, получить от него частичку. Уже в IV веке частички Креста были распространены по всей земле. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «многие как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее златом, вешают на свою шею». Но не все Древо Крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть Креста и гвозди от него Елена послала своему сыну Константину, а остальное было помещено в серебряный ковчег и вручено на сохранение предстоятелю Иерусалимской Церкви.
В царствование Византийского императора Фоки (602—610 гг.) персидский царь Хосров (Хозрой) II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим, увез Животворящий Крест Господень и взял в плен святого Патриарха Захарию (609—633 гг.). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641 гг.), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
При крестоносцах Крест Христов находился в Иерусалиме, однако дальнейшая его судьба неизвестна. Весьма вероятно, что с течением времени он был раздроблен на отдельные частицы, которые теперь хранятся в храмах и монастырях по всему миру
Подпишитесь на нас в Telegram